Хочу поделиться своими мыслями. В рамках недели Международного Фестиваля консерваторий в Питерской консерватории сегодня, 13-го и в понедельник 15-го состоялся и состоится мастер-класс Виталия Маргулиса. Думаю, не надо особенно долго расписывать, кто это такой.
Сегодняшней темой был Бах. Моё личное впечатление? Ну, конса , как всегда, всё замечательно организовала: зная, что придёт большое количество людей, они устроили, точнее, хотели устроить это мероприятие в 5-м классе (весьма, надо сказать просторном, но не более, чем на 10 человек вместимости), но вовремя одумались - перевели-таки в девятку (камерный зал). А вчера, на открытии, основная часть слушателей, кроме VIP-персон, конечно, была вынуждена стоять в фойе, перед залом Глазунова и всё слушать через шум голосов, хождение и так далее.
Но о Маргулисе.
Интересно, сразу могу сказать. Правда... Наверное, я большего ожидал. Играли студенты Муриной. Как всегда, плохо понимая, что такое настоящая игра на рояле. Маргулису, понравилось, разумеется ( ещё бы! Дипломатия?) Очень прилично выглядел второй молодой человек и девушка (очень симпатичная) - имя знаю, Татьяна,- она играла ля-минорную прелюдию и фугу из 1-го том ХТК. Хотя прелюдия была очень вяловата.
Как себе Маргулис представляет современную интерпретацию Баха - я так и не уяснил. Он занимался со всеми одной деталью - прослушивания нотного текста, а именно - мелодических линий, тяготений и разрешений голосов. Здесь, конечно, у студентов колоссалные проблемы. Самое итересное в конце было, когда стали задавать вопросы - робко очень, правда. Его спросили по поводу разных трактовок музыки Иоганна Себастьяна. Конечно, на первом месте Гульд, что же касается русских исполнителей, то... Рихтер для него "не свершение", а про Г. Нейгауза он сказал, замявшись, что про него ему вообще стыдно говорить - "это игра студента, там слышно только пятьдесят процентов того, что должно быть".
Прошу не подумать, что я специально выбрал такие вещи, чтобы позубоскалить и так далее. Просто могу сказать следуещее: приехал музыкант с нестандартным мышлением, взглядами и т. д. Сходите, если получится на мастер-класс, посвящённый Бетховену и сами убедитесь. Начало в 12.00 час.
P. S. Правда, за Нейгауза, Фейнберга, Рижтера и Эдвина Фишера мне было как-то обидно. Придя домой, прослушал записи Генриха Густавовича и... так и не понял: что Маргулиса так не удовлетворяет в его игре - с музыкантской точки зрения?
Хорошей музыки гораздо больше, чем об этом принято думать.
Извините за вопрос, немного не по теме, а Вы его нормально понимали? Дело в том, что я с ним неоднократно общалась и у меня всегда ощущение, что он ни на одном языке нормально не изъясняется. У него косноязычие жутчайшее. И я просто в половине случаев с трудом улавливала, что именно он мне говорил или спрашивал. Вот мне и интересно, понятно ли вообще студентам, что конкретно он от них хочет? Или он все только на примерах пояснял?
Вы знаете, мне было понятно что он говорил. Другое дело, что в самой "девятке" его было не так хорошо слышно, потому, что делал он это негромко, и многое было понятно именно по показу. но именно поэтому я и не понял его взгляда на интерпретацию Баха, потому, что показывал он очень преувеличенно, к тому же признавшись, что не знает этой музыки хорошо, так как она не в его репертуаре. Что касается, например, исполнения мотивов, то, сдедуя определённым правилам, он, видимо, допускает всяческие отклонения, но ему нравится Бах без педали и за это он сильно благодарил и Мурину и студентов. Посмотрим, что завтра будет. Сильного косноязычия я не заметил, но и говорил он немного. Основная неясность возникает из-за некоторого избегания Маргулиса ответов на конкретные вопросы. Могу сказать сразу, что на мастер-классе Бадура-Шкоды мне было намного интереснее, раза в 3, но там многие ничего почти не поняли в силу разных причин и на него - Будуру - все посмотрели со снисхождением. Спасибо, что так прореагировали на мой пост.
Хорошей музыки гораздо больше, чем об этом принято думать.
Сильного косноязычия я не заметил, но и говорил он немного. Основная неясность возникает из-за некоторого избегания Маргулиса ответов на конкретные вопросы... Спасибо, что так прореагировали на мой пост.
Не за что
Думаю, что прямых вопросов Маргулис может и не столько избегает, сколько не может на них ответить доходчиво. У него такой стиль речи, довольно рваный и путаный. Надо, в некотором смысле, "набить ухо" на него и начать понимать с полуслова.
Добрый день! Сегодня состоялася второй мастер-класс, по Бетховену. Он прошёл похожим образом, в девятке, но был интереснее. хотя занимался В. И. опять же деталями, но уже другого порядка. Конечно, как всегда он всем сказал, что "всё хорошо", но было совсем не так. Студентки - их было четверо - очень хороший материал, но по-настоящему ничего не умеют. Кажется, все муринские, как и в прошлый раз. Их имена - Оля, Поля, Татьяна - та самая, - и Сусанна Каджоян - фамилий остальных не знаю, последняя есть в буклете. Зачем-то он просил проиграть все три части сонат (называю по порядку исполнения, как и ранее по порядку имён выступавших) 21, 26, 31, 23. Все страдают одним и тем же: плохим понимание того, что играют, и превалированием технической стороны над музыкальной. Хотя, повторю, хорошие моменты были у всех! Последняя - аспирантка, первый год. Меня лично удивила тем, что во второй части совершенно не было фактурного баланса, всё было кашей. Но - молодец!- имеет своё мнение о начале первой части, и весьма дельное. Вообще у них много дельного, только учат их непонятно чему. Ну да ладно, это я отвлёкся!
У Маргулиса весьма странный образный строй мыслей. Так, вторую часть 31-й сонаты он уподобил пляске опричников из "ивана грозного" Прокофьева "топорами приколачивай" - вот её характер.
Конечно, словами трудно пересказать обычную работу за роялем. Скажу, что его мастер-класс, конечно, "не свершение".
Свободная часть была недолгой. Его опять спросили про издания и про интерпретации, а так же про символику в музыке Баха. Видимо, Носину и Яворского он не представляет себе. Так же и об аутентизме имеет весьма приблизительное представление, считая представителями этого направления таких людей, как Альфред Брендель. Я сам не любитель аутентиков, но думал, что живя на Западе, он себе всё-таки представляет тенденции музыкального мышления. Возможно в нашем питерском издательстве "Композитор" напечатают перевод его немецкой книги о символике Баха. В среду состоится презентация его книг, в частности,"Картинки с выставки" Мусоргского, начало в 13.00.
Вот, кажется весь отчёт о сегодняшнем дне.
Хорошей музыки гораздо больше, чем об этом принято думать.
P. S. Правда, за Нейгауза, Фейнберга, Рижтера и Эдвина Фишера мне было как-то обидно. Придя домой, прослушал записи Генриха Густавовича и... так и не понял: что Маргулиса так не удовлетворяет в его игре - с музыкантской точки зрения?
Бах у Генриха Густавовича - пятно на его творческой биографии, такие записи ему следовало бы безжалостно размагнитить. Но... Можно много перечислять недочеты в его исполнении Баха, прежде всего стилистического порядка, но лучше поставить те же прелюдии и фуги в исполнении Гульда для сравнения. Вообще русская фортепианная школа лавров в Бахе не снискала, романтизьм заел.
Категорически с Вами не согласен! Русская исолителськая школа выработала, вывела замечательных, великих бахианцев, таких, как Нейгауз, Фейнберг, Рихтер, Гилельс, Голубовская, Юдина, Соколов... Можно я не буду продолжать? "Романтизм заел"! А может гульдианства кругом слишком много? Я, кстати, очень люблю Гленна Гульда, но путь идущих за ним считаю тупиковым.
Что же касается русского бахианства, то тут я не одинок. Такой авторитетный человек, как Леонид Евгеньевич Гаккель считает подобным образом, да и не он один. Боюсь, что это мы, точнее, вы заелись, если можете утверждать подобные вещи. "Должен был размагнитить"...
Это Вы себя размагнитьте. Стыдно, уважаемый.
Хорошей музыки гораздо больше, чем об этом принято думать.
Категорически с Вами не согласен! Русская исолителськая школа выработала, вывела замечательных, великих бахианцев, таких, как Нейгауз, Фейнберг, Рихтер, Гилельс, Голубовская, Юдина, Соколов... Можно я не буду продолжать? "Романтизм заел"! А может гульдианства кругом слишком много? Я, кстати, очень люблю Гленна Гульда, но путь идущих за ним считаю тупиковым.
Что же касается русского бахианства, то тут я не одинок. Такой авторитетный человек, как Леонид Евгеньевич Гаккель считает подобным образом, да и не он один. Боюсь, что это мы, точнее, вы заелись, если можете утверждать подобные вещи. "Должен был размагнитить"...
Это Вы себя размагнитьте. Стыдно, уважаемый.
Да пожалуйста... Стыдиться мне нечего. Я высказал свою точку зрения, Вы - свою. По сравнению с другими записями Нейгауза его Бах не тянет.
Бахом занимаюсь всю жизнь, так что сравнить могу.
Позвольте вступить в дискуссию, как независимой свидетельнице сего события.
Что касается мастер-класса, то уважаемый Дмитрий Левин изобразил всё с необыкновенной точностью. Мне жаль, что качество игры студентов на двух мастерклассах оставляло желать много лучшего. У меня возникает только закономерный вопрос: чем там вообще педагоги занимаются, если Маргулис был вынужден обращать внимание на базовые вещи, вроде прослушанности голосов, тяготения и закономерности гармонии? И как ни возмущался кое-кто, что это не мастеркласс, а простой урок, увы, не Маргулис и не студенты в этом виноваты. Как правильно заметил Левин, как материал - студенты и студентки просто замечательны. Слушают, понимают требования, с разной степенью реакции, но всё же пытаются выполнить, то что от них хочет мастер. Но трудно им, ой как трудно! Не до интерпретации...
Неужели гонка репертуара так всё и всех забила?! Ведь не перевелись же музыканты в Петербурге, да и не только в Петербурге! Не верю, что в консерваторию берут только "пальчики", хотя об этом говорят всё чаще.
Да, ещё хочется задать вопрос. Может, найдётся кто-нибудь сведующий, а почему на мастерклассе у Маргулиса были только ученики Муриной? Других педагогов и студентов в консерватории нет? Или не хватает заинтересованности? Или ещё есть какие-то соображения, которые мне в голову не приходят?
И по поводу Нейгауза я тоже категорически стою на точке зрения автора этой темы. Многоуважаемый Lerit, а Вы в курсе того, что у Нейгауза ко времени записи были БОЛЬШИЕ проблемы с руками? То, что он вообще сделал эти записи - подвиг. А Вы - "размагнитить"... Что касается замечания Маргулиса по поводу "прослушанности фактуры только на 50%", то боюсь, не Нейгауз слышал эти пресловутые 50%, а сам Виталий Иосифович упустил половину достоинств игры Генриха Густавовича, должно быть, по причине избалованности хорошим качеством звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры на Западе. Слушайте внимательнее, господин Lerit!
Да, ещё хочется задать вопрос. Может, найдётся кто-нибудь сведующий, а почему на мастерклассе у Маргулиса были только ученики Муриной? Других педагогов и студентов в консерватории нет? Или не хватает заинтересованности? Или ещё есть какие-то соображения, которые мне в голову не приходят?
По-моему, это дела чисто местечковые: просто Маргулис и Мурина в приятельских отношениях, вот она и двигает своих учеников. Вот и всё.
Хорошей музыки гораздо больше, чем об этом принято думать.
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Социальные закладки