А я была, послушала, посмотрела.
Поделюсь, вдруг кому интересно.
Любимов по-прежнему режиссерски и концептуально выстраивает программу. Играет сочинения без перерыва, одно в продолжение другого, создавая как-бы новые сверхкомпозиции, сверхциклы. Внушает тем самым определенные идеи, пробуждает мысли, выстраивает стилевые параллели.
Любимов и Шопен (не барокко! не Моцарт! не Шнитке!). Согласитесь – это необычное сочетание, сулящее неожиданного Шопена. Хрестоматийные заигранные шопеновские вещи звучали очень свежо.
Пианист произвел некую смысловую децентрализацию в знакомой музыке. Шопен –в большей степени созерцательный, чуть замедленный. Порой - будто в неком рапиде, в увеличении и замедлении. Выступают на первый план периферийные разделы, неглавные, побочные голоса. Меняется угол слышания, и начинаешь теряться в знакомом, переставая ориентироваться – в каком месте звукового туннеля ты находишься? Где верх, где низ, что с гравитацией? Мелодизм принесен в жертву речевой свободе интонации.
Второе отделение – благородная авантюра с очень спорным и потому очень интересным результатом.
Полная темнота в зале. Маленькая лампочка над лысой головой. Огненная пчелка или нимб. Тень от крышки рояля – как черный парус. Его разверстая пасть – как гроб для струн. Пианист комментирует, читает стихи Пушкина перед миниатюрами Сильвестрова.
Салон, домашнее, интимное, личное музыцирование. Прочь от виртуозности. Навстречу чуть ли не Титанику. Похороны виртуозного пианизма руками самого пианиста. Очень печальное и грустное зрелище, скажу я вам.
Тоже был.
По первому отделению - по-моему, NeDo все описала очень точно. От себя только добавлю - не удалось мне как слушателю справиться с таким непривычным Шопеном. Потеряться действительно было легко, и именно это, боюсь со мной и случилось. Впрочем, ноктюрн и два вальса были, без всяких оговорок, замечательные. Баллады и баркароллу с удовольствием переслушал бы...
И еще - мне показалось, что нынешнее исполнение Любимовым баллад довольно сильно отличается от его же записи. Правда, то было давно, и инструмент там совсем другой..
От второго отделения я в полном восторге. Опять же, в предыдущем отзыве все очень точно описано, но вот впечатления мои совсем другие. По-моему, совершенно необязательно противопоставлять такую "домашнюю" музыку - виртуозной. Вполне они могут бесконфликтно уживаться друг с другом, у каждой своя ниша в душе человека. Соответственно, и ощущения Титаника тоже не было. Было погружение в себя на час без малого. Огромное человеческое спасибо Любимову за такую возможность.
А я только вернулась с концерта и уж собралась создавать тему, ему посвящённую. Потому что он того стоит.
Это было великолепно.
Ну уж нет, грустным зрелищем похорон виртуозного пианизма второе отделение никак не было. Почему у Вас возникли такие мысли?
Первое отделение, согласна- очень свежо, нежно и легко прозвучал Шопен. Местами немного напоминает исполнение Сергея Васильевича (в одном из вальсов). Но в антракте я сидела с не слишком весёлым настроением- Сильвестрова я до сего дня не слышала, а из остального- только обожаемая "Элегия" радовала. А Шопена, увы, уже немного заслушанного, как-то не хватало, чтобы концерт стал душевным событием, потрясением.
Вот я и боялась. На сцене шумно настраивали рояль и устанавливали стойку с лампочкой...
Но как только погас АБСОЛЮТНО ВЕСЬ свет, что-то произошло. Весь огромный зал сконцетрировался в маленькую точку- лампочку на сцене. Мне сразу живо вспомнился самый первый симфонический концерт, который я посетила в детстве- во втором отделении была "Симфония при свечах" Гайдна. Помню, какое произвело на меня впечатление... оркестранты потихоньку уходили со сцены, гася свечи, пока почти в полной темноте при 1 свече две скрипки остались доигрывать тему...
Конечно, найдутся те, кто скажет, что всё это "дешёвые трюки". Наверное, это будут те, кто всё первое отделение никак не мог усесться в балконе, пересаживаясь туда- сюда, или все те, кто уходил во втором отделении. А уходили непрерывно. Даже после очень красивых вещей Сильвестрова... (и в конце, после одного из моих любимых экспромтов Шуберта на бис, Любимов кланялся, а народ валил из зала. Стыдно, по-моему, когда вам кланяются, а вы скорее из зала- в очередь в гардеробе успеть?)
Пьесы Сильвестрова поразили простотой и красотой. Тихие, задумчивые, зачастую- всего одна мелодия... в темноте сложно было по программке следить, какая именно сейчас идёт, но больше всего запомнилось- когда сначала около минуты была странная мелодия всего в 1 голос, похожая больше на набор звуков, а потом, без перерыва- красивейшая музыка.
Да, может быть, Любимов и не лучший чтец стихов, но ведь это не главное. Бывает, придёшь на концерт, и кто-то именитый словно делает для тебя одолжение- выходит и отыгрывает по списку. А потом 2,5 часа едешь по темноте и холоду домой- и на душе пусто...
И так редко- настоящий диалог! Выходишь из зала и вспоминается что-то светлое, хорошее. Когда концерт изменяет тебя.
Спасибо Алексею Любимову.
Камни говорили со мной через огонь... ты мертвец, Уильям Блейк
По первому отделению - откровенно говоря, кроме ноктюрна, Шопен был исполнен слабо - многовато грязи, интерпретация какая-то наигранная, как мне показалось, искусственная - акценты ставились таким образом, чтобы как будто удивить слушателя, но вместо уидивления у меня было чувство, что солист неискренен....
По второму - присоединяюсь к хвалебным словам в адрес Любимова! Та обстановка, которую он создал перед началом исполнения, действительно помогала восприятию замечательной музыки. Правда, обстановку немного подпортил скрип паркета под ногами сбегающих "слушателей", разносившийся в течение всего 2-го отделения...Ну, не суди, как говорится, и не судим будешь... Очень понравился Сильвестров - вдумчивая, лиричная, меланхоличная музыка, мне напомнила Грига... огромное Спасибо Алексею Любимову за этот вечер!
Оказывается, есть ещё люди на земле русской, в исполнении которых я могу слушать Шопена. Спасибо, Алексей Борисович!
На фоне второго отделения первое воспринялось как некий гротеск (в хорошем смысле) - фрак, бабочка и всё такое.
После антракта всё встало на свои места.
Ещё раз спасибо, Алексей Борисович!
По программе: все пьесы Сильвестрова, заявленные как "Два вальса", "Три багатели", "Постлюдия" и т.п., звучат на диске как просто багатели (в исполнении автора!). Итого прозвучало 10 из 13 представленных на диске + "Осенняя сказка" (слышал впервые) + "Памяти Чайковского" (слышал на юбилейном концерте в РЗК) - это когда "сначала около минуты была странная мелодия всего в 1 голос, похожая больше на набор звуков, а потом, без перерыва - красивейшая музыка".
По программе: все пьесы Сильвестрова, заявленные как "Два вальса", "Три багатели", "Постлюдия" и т.п., звучат на диске как просто багатели (в исполнении автора!). Итого прозвучало 10 из 13 представленных на диске + "Осенняя сказка" (слышал впервые) + "Памяти Чайковского" (слышал на юбилейном концерте в РЗК) - это когда "сначала около минуты была странная мелодия всего в 1 голос, похожая больше на набор звуков, а потом, без перерыва - красивейшая музыка".
Пропустил такое событие... Прекрасный диск, часто слушаю в последнее время...
"Памяти Чайковского" (слышал на юбилейном концерте в РЗК) - это когда "сначала около минуты была странная мелодия всего в 1 голос, похожая больше на набор звуков, а потом, без перерыва - красивейшая музыка".
Значит, на диске это не выпущено? А я уже все дни с концерта мучаюсь потребностью услышать "Памяти Чайковского" (и не только это) ещё раз...эх! Но будем ждать.
Камни говорили со мной через огонь... ты мертвец, Уильям Блейк
Современный интерьер невозможно представить без качественного освещения. Оно не только обеспечивает комфортное восприятие пространства, но и подчеркивает стиль помещения, делает его уютным и...
Требования к современным упаковочным материалам растут ежегодно: бренды ожидают высокой детализации изображения, воспроизводимости цвета и стабильности качества на больших тиражах. Флексография...
Под формулировкой "банкротство в рассрочку" чаще всего понимают вариант урегулирования долгов в рамках процедуры банкротства, когда погашение обязательств распределяется на длительный период и...
Социальные закладки