Страница 1 из 30 1211 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 293

Тема: Консонанс и диссонанс

              
  1. #1

    По умолчанию Консонанс и диссонанс

    Как вы считаете, можно ли термины "консонанс" и "диссонанс" (симфония/диафония, concentus/discantus, благозвучие/неблагозвучие и т.д. и т.п.) употреблять по отношению и к горизонтальным (по-старому, "мелодическим") интервалам?

    "Теоретическая" норма, закрепленная в МЭСе и в учебнике гармонии Ю.Н.Холопова, в том, что К. и Д. употребляются только по отношению к созвучиям (начиная с вертикальных интервалов).

    Но тогда ведь придется признать, что в тысячелетних монодических культурах, западных и восточных (григорианский хорал, византийская церковная музыка, русский знаменный распев, макам, античная греческая музыка и т.д. и т.п.), некоторые из которых живы до сих пор, не было ни консонанса ни диссонанса.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #2
    Fiddler оn thе rооf Аватар для murom
    Регистрация
    04.05.2007
    Адрес
    Сидней, Австралия
    Возраст
    71
    Сообщений
    19,497
    Записей в дневнике
    107

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Всегда считал, что К. и Д. могут быть в мелодии, благодаря памяти хотя бы. Первый звук уже прекратил свое существование, но память его еще держит. И вот наступает новый звук (септима, например) и он накладывается на звук в нашей памяти. И даже не сразу, а через несколько звуков может быть диссонанс или консонанс.
    Играет скрипач мелодию - Ре мажор. Пол-страницы Ре мажора и ничего более. И вдруг неожиданно - фа бекар. Звучит необычно по отношению к тому, что помнил. Значит диссонанс. А вот все предыдущие фа диезы были консонансами. Вариантов можно привести массу. Даже из жизни. Каждый день похож один на другой. А вот сегодня случилось что-то необычное и даже плохое - диссонанс, конечно же, с предыдущими днями.
    И все это в мелодии, а не аккорде.
    Здесь диссонанс можно рассматривать, как несбывшееся ожидание. Мы ожидаем что-то одно, а получается другое - диссонанс.
    А вот какой аккорд мы ожидаем, какой звук (интервал), (вместе или врозь - не важно) - это уже все индивидуально. Для когото терция - диссонанс, а для кого-то и тритон благозвучие. А что же окружает их в мелодии? Если вокруг только септимы и ноны, то тритон будет консонансом.

  • #3

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Но тогда ведь придется признать, что в тысячелетних монодических культурах, западных и восточных (григорианский хорал, византийская церковная музыка, русский знаменный распев, макам, античная греческая музыка и т.д. и т.п.), некоторые из которых живы до сих пор, не было ни консонанса ни диссонанса.
    Конечно, я в этом вопросе не эксперт, но странно как то без диссонансов и консонансов... Не может же быть мелодия абсолютно нейтральной? Или может?

    Точно помню, что когда в курсе полифонии нам давали задания писать мелодии в "строгом стиле", то там насчет мелодических интервалов (диссонансов) были достаточно четкие правила. Разве что кроме мелодических секунд, да и в них запрещены хроматизмы. А ходы на всякие тритоны и др. запрещены. И запрещены трелеобразные последовательности, а скачки следует приготавливать и заполнять противоположным секундовым движением (таким образом все это снижает возможность возникновения "скрытого" многоголосия)

  • #4

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Те, кто меня давно знает (хотя бы постам), знают, что Холопов - мой учитель. Я читал и перечитывал серую "Гармонию" невесть сколько раз. Юрий Николаевич дал мне читать этот ценнейший текст еще в рукописи, в 1984 году. Но только теперь спустя больше чем 20 лет, когда я основательно погрузился в историю и не с чужих слов познакомился с муз. традициями за пределами европейской мажорно-минорной системы классического типа я рискую поставить "мажорно-минорный" центризм под сомнение: слишком много фактов истории (прежде всего, исторических свидетельств мыслителей о музыке) собралось о том, что благозвучие и неблагозвучие не сводимы к "вертикали".

    И все-таки я хотел бы здесь больше мнений и "незашоренных" (не только таких, как у меня) мнений.

    Прошу, не стесняясь, высказывайтесь по теме.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #5
    Постоянный участник
    Регистрация
    17.02.2007
    Адрес
    Воронеж
    Сообщений
    662
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Извиняюсь за заведомую банальность высказывания, но имхо в любом случае важно дать понять, что одни и те же интервалы в горизонтальном изложении могут расцениваться (в рамках конкретной музыкальной традиции) как вполне себе благозвучные, а в вертикальном изложении - как диссонирующие. Например, мелодический ход до-ре-ми для Соловьева-Седого, очевидно, представлялся вполне благозвучным, а вот то же самое в одновременном звучании - вряд ли. Поэтому мне кажется, что есть некоторая сложность в использовании без каких-либо оговорок одних и тех же терминов для характеристики благозвучия/неблагозвучия интервалов в горизонтали и в вертикали. Лучше бы (опять имхо), чтобы это все же какие-нибудь разные слова были, или с какими-нибудь уточняющими эпитетами.
    Последний раз редактировалось Dmitrii; 13.09.2008 в 16:52.

  • #6

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Цитата Сообщение от Dmitrii Посмотреть сообщение
    Извиняюсь за заведомую банальность высказывания, но имхо в любом случае важно дать понять, что одни и те же интервалы в горизонтальном изложении могут расцениваться (в рамках конкретной музыкальной традиции) как вполне себе благозвучные, а в вертикальном изложении - как диссонирующие. Например, мелодический ход до-ре-ми для Соловьева-Седого, очевидно, представлялся вполне благозвучным, а вот тоже самое в одновременном звучании - вряд ли. Поэтому мне кажется, что есть некоторая сложность в использовании без каких-либо оговорок одних и те же терминов для характеристики благозвучия/неблагозвучия интервалов в горизонтали и в вертикали. Лучше бы (опять имхо), чтобы это все же какие-нибудь разные слова были, или с какими-нибудь уточняющими эпитетами.
    Понятно, о чем Вы. Есть (с очень давних времен ) пара терминов эммелический/экмелический. Т.е. пригодный для или непригодный для мелодии. Но это не совсем то, о чем я говорю. Попробую объяснить на двух примерах, которые я сам постоянно обдумываю.

    1. Вся сплошняком средневековая "нормативная" теория cantus planus ("григорианской" монодии) на протяжении веков запрещает тритон. Совершенно очевидно, что речь о горизонтальном интервале, который (а) нельзя брать скачком, (б) оценивается слухом в результате (ретроспективный синтез) мелодического хода, обрисовывающего тритон. Ни о каком многоголосии в трактатах речи нет.
    2. Пресловутое "противоречие кварты" (см. учебник Холопова и его статью "Консонанс и диссонанс" в МЭСе) замечательно устраняется, если вспомнить (а) тетрахордовое строение звуковой системы греков (systema teleion, традиционно и неверно переводится "Совершенная система") и их же роды интервальных систем (кварта с гестотами и кинуменами); (б) генезис западноевропейских модальных ладов cantus planus, которые теория описывает как звукоряды, образующиеся из видов кварты и квинты. Никакого "противоречия кварты" не отмечается.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #7
    Новичок
    Регистрация
    23.04.2008
    Адрес
    Сибирь
    Сообщений
    35

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    что касается до "тысячелетних культур", то по-мойму, там вообще о консонантности-диссонантности говорить нельзя. что там в мелодическом! там и в гармоническом изложении диссонансы не звучат.
    недавно разбирали пример раннего русского многоголосья. заканчивалось так: низ - до, путь - ре, верх с задержанием ре-ми. то есть вообще кластер. и это в конце. а при этом красота неземная.
    в русском согласии одни сплошные секунды (или септимы). но назвать их диссонансами, назвать неблагозвучным просто язык неповорачивается.

  • #8

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Цитата Сообщение от ac4a Посмотреть сообщение
    что касается до "тысячелетних культур", то по-мойму, там вообще о консонантности-диссонантности говорить нельзя. что там в мелодическом! там и в гармоническом изложении диссонансы не звучат.
    недавно разбирали пример раннего русского многоголосья. заканчивалось так: низ - до, путь - ре, верх с задержанием ре-ми. то есть вообще кластер. и это в конце. а при этом красота неземная.
    в русском согласии одни сплошные секунды (или септимы). но назвать их диссонансами, назвать неблагозвучным просто язык неповорачивается.
    Насчет "красоты неземной" согласен. Но... предлагаю оставить тему кон- и диссонанса в многоголосии (можете открыть другую ветку, это же не проблема). Суть вертикального К. и Д. очень хорошо изучена и обсуждалась неоднократно. Тем же Ю.Н.Х. в том же учебнике гармонии (почитайте там, в особенности про "этажи сонантности" - это к вопросу о септимах, секундах и кластерах).
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #9
    анархист Аватар для jevlampij
    Регистрация
    03.10.2006
    Адрес
    г. Блинск
    Сообщений
    1,303
    Записей в дневнике
    124

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    Мы ожидаем что-то одно, а получается другое - диссонанс.
    Опять Закон Ложнова Опёнка. Дак на то он и закон...
    Щщитаю дорогой murom главный пунктик тронул, всмотретца бы.
    А вопрос прелюбопытный.
    (голосом Хемпсона) "Piangi, piangi, pia-a-ngi, o-oh, mi-i-se-e-ra!"
    P.S. Эх приматология! -- не то што философия!

  • #10
    всем спасибо
    Регистрация
    17.01.2008
    Сообщений
    5,114
    Записей в дневнике
    13

    По умолчанию Ответ: Консонанс и диссонанс

    Возможно, в горизонтальной последовательности ухо ведет отсчет не от предыдущего звука, а от "ожидаемого". Предыдущий звук каким-то образом создает ожидание того, какой будет следующий, и консонантность-диссонантность мелодического интервала зависит не столько от высотного соотнощения, сколько от того, в какой степени это ожидание "оправдывается". (Почерпнуто по аналогии с ритмической устойчивостью-неустойчивостью по Харлапу-Аркадьеву: соотносится ожидаемая и реальная тяжесть звука/доли. Так, по крайней мере, я у них вычитал. Вообще в горизонтальном движении, видимо, устойчивость (=консонантность) это степень соответствия ожидания и реальности. )

  • Страница 1 из 30 1211 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Диссонанс/консонанс
      от Жоpа в разделе Теория музыки
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 01.08.2012, 18:12
    2. вопрос теоретикам (консонанс и диссонанс)
      от ocelot в разделе Теория музыки
      Ответов: 13
      Последнее сообщение: 18.01.2010, 17:38

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100