Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 13

Тема: Вопрос от чайника

              
  1. #1

    Thumbs down Вопрос от чайника

    Уважаемые знатоки! (С)

    Заранее прошу прощения, если вопрос детский или дурацкий: мое музыкальное образование ограничивается музшколой в незапамятные времена, и если мне когда-то что-то об этом и сообщали, в моей голове следов не осталось

    На днях я совершенно случайно обратила внимание, что партия Тангейзера в клавире написана в скрипичном ключе в 1-2 октаве, т.е. на октаву выше, чем он реально поет. Я полезла в клавир, делая очередные титры, просто чтобы уточнить, какие куски текста звучат одновременно - признаться, мне совершенно не по-зубам сесть и сыграть это , тем более, спеть, поэтому раньше никогда не приходило в голову интересоваться, какие там октавы. Но тут я озадачилась и быстро убедилась, что так написаны все теноровые партии, в том числе хоровые, во всех клавирах. которые нашлись на моем компьютере.

    Это что, так положено - пишем одно, подразумеваем другое?
    И если да, то почему?
    И как в таком разе музыканты определяют, написана партия для тенора или, скажем, для контртенора?

  • #2
    Старожил Аватар для timalism
    Регистрация
    15.06.2005
    Адрес
    Москва - Уфа
    Возраст
    43
    Сообщений
    2,057

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Цитата Сообщение от Monstera Посмотреть сообщение
    Но тут я озадачилась и быстро убедилась, что так написаны все теноровые партии, в том числе хоровые, во всех клавирах. которые нашлись на моем компьютере.

    Это что, так положено - пишем одно, подразумеваем другое?
    И если да, то почему?
    И как в таком разе музыканты определяют, написана партия для тенора или, скажем, для контртенора?
    Такова традиция: партия тенора записывается в скрипичном ключе октавой выше реального звучания (партия контрабаса тоже записывается октавой выше реального звучания, но уже в басовом ключе). Обусловлено это, видимо, удобством зрительного восприятия. Если записывать высокие ноты теноровой партии в басовом ключе в реальном звучании - получится много добавочных линеек, будет неудобно читать ноты.
    Слева от партии обычно подписывают, чья она, так что ошибиться трудно.
    Последний раз редактировалось timalism; 08.01.2009 в 15:37.

  • #3

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Цитата Сообщение от timalism Посмотреть сообщение
    Такова традиция:
    Спасибо!

  • #4

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от timalism Посмотреть сообщение
    (точно так же, как и партия флейты пикколо; партия контрабаса тоже записывается октавой выше реального звучания, но уже в басовом ключе).
    Флейту пикколо логично было бы записывать на октаву ниже.

  • #5
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Раньше для каждого голоса был свой ключ и путаницы не было - для всех. кроме баса использовался ключ "до" : сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый, Для для баса использовался ключ "фа" - он же мог быть еще басо-профундовым и баритоновым... все эти ключи отличались только закреплением на определенной строчке нотоносца. Баритоновый "до" и "фа" по значению полностью совпадали. Однако со временем нынешний скрипичный ключ "соль" вытеснил все, кроме басового (у инструменталистов, например у альтистов и виолончелистов ключи "до" используются до сиз пор очень широко.
    Нынешний басовый ключ даже для баритона уже немного низковат - поэтому в баритоновых партиях наибольшее количество добавочных линеек, а тем более для теноров, у которых используется вся первая октава и даже иногда зашкаливает во вторую. Поэтому тенора удобнее записывать в наиболее распространенном ключе "соль" - скрипичном, но с транспортом на октаву вниз.
    Разумеется, учитывается то обстоятельство, что нормальному тенору бывает трудно и один ключ выучить...
    Иногда снизу к этому ключу приписывается восьмерка, показывающая необходимость октавирования, но в современной записи эта восьмерка обычно пропускается наподобие точек над "ё". Впрочем, современные компьютерные программы для нотного набора учитывают необходимость транспорта для тенора (иногда с восьмеркой - иногда без) и при проигрывании дают реальное звучание.
    Так или иначе по указанной схеме записывается 99% теноровой музыки, а не только "Тангейзер" - в этом легко убедиться открыв любой другой оперный клавир....

  • #6

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    Так или иначе по указанной схеме записывается 99% теноровой музыки, а не только "Тангейзер" - в этом легко убедиться открыв любой другой оперный клавир....
    Я поняла, что не только "Тангейзер" - у меня нашелось штук пять разных клавиров. Но в их числе был "Юлий Цезарь" Генделя, где теноров нет, а партия самого Цезаря выглядит точно так же, что меня и позабавило

    Спасибо за подробное разъяснение. (Где тут смайлик для спасибо?)

  • #7
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Цитата Сообщение от Monstera Посмотреть сообщение
    Я поняла, что не только "Тангейзер" - у меня нашелось штук пять разных клавиров. Но в их числе был "Юлий Цезарь" Генделя, где теноров нет, а партия самого Цезаря выглядит точно так же, что меня и позабавило

    Спасибо за подробное разъяснение. (Где тут смайлик для спасибо?)
    Ну так Гендель вообще особ-статья... там ведь во многих случаях не мужские голоса подразумеваются... или ..... не совсем мужские.... и уж тем более не такие, какими тангейзеров поют...

  • #8
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Цитата Сообщение от Фальстаф Посмотреть сообщение
    Раньше для каждого голоса был свой ключ и путаницы не было - для всех. кроме баса использовался ключ "до" : сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый, Для для баса использовался ключ "фа" - он же мог быть еще басо-профундовым и баритоновым... все эти ключи отличались только закреплением на определенной строчке нотоносца. Баритоновый "до" и "фа" по значению полностью совпадали. Однако со временем нынешний скрипичный ключ "соль" вытеснил все, кроме басового (у инструменталистов, например у альтистов и виолончелистов ключи "до" используются до сиз пор очень широко.
    Нынешний басовый ключ даже для баритона уже немного низковат - поэтому в баритоновых партиях наибольшее количество добавочных линеек, а тем более для теноров, у которых используется вся первая октава и даже иногда зашкаливает во вторую. Поэтому тенора удобнее записывать в наиболее распространенном ключе "соль" - скрипичном, но с транспортом на октаву вниз.
    Разумеется, учитывается то обстоятельство, что нормальному тенору бывает трудно и один ключ выучить...
    Иногда снизу к этому ключу приписывается восьмерка, показывающая необходимость октавирования, но в современной записи эта восьмерка обычно пропускается наподобие точек над "ё". Впрочем, современные компьютерные программы для нотного набора учитывают необходимость транспорта для тенора (иногда с восьмеркой - иногда без) и при проигрывании дают реальное звучание.
    Так или иначе по указанной схеме записывается 99% теноровой музыки, а не только "Тангейзер" - в этом легко убедиться открыв любой другой оперный клавир....



    Имеется еще один теноровый ключ, редко используемый.

  • #9
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Цитата Сообщение от vladsam Посмотреть сообщение



    Имеется еще один теноровый ключ, редко используемый.
    так нижние ключи "соль" вообще не теноровые, а просто употребляются для записи теноровой вокальной партии...
    Теноровый ключ при употреблении любого вида ключа должен соответствовать верхнему на Вашей картинке... т.е. ключ "фа" в этом случае будет написан на второй линейке, а ключ соль на первой добавочной сверху....

  • #10

    По умолчанию Ответ: Вопрос от чайника

    Признаться, для меня вообще большая новость, что существует столько разных ключей, да еще они могут писаться на разных линейках: я вообще только о двух слыхала .

    Я правильно поняла, что разные значки обозначают, собственно, не ключи, а разные ноты, а ключ задается расположением главной закорючки значка на определенной линейке - или нет?

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Просветите чайника-2
      от Andrey137 в разделе Современная музыка
      Ответов: 20
      Последнее сообщение: 04.01.2010, 00:51
    2. Просветите чайника
      от morna в разделе Современная музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 21.11.2008, 22:39
    3. Вопрос чайника о контрабасовом смычке
      от mimosa в разделе Виолончельная и контрабасовая музыка
      Ответов: 9
      Последнее сообщение: 19.12.2007, 00:49
    4. Вопросы "чайника" по выбору цифровому пианино
      от swuser в разделе Инструментарий
      Ответов: 23
      Последнее сообщение: 19.10.2007, 19:13
    5. насчёт программы для чайника
      от Tankist в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 27.12.2006, 17:27

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100