Тема: Вопрос от чайника
-
08.01.2009, 13:52 #1Старожил
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
Вопрос от чайника
Уважаемые знатоки! (С)
Заранее прошу прощения, если вопрос детский или дурацкий: мое музыкальное образование ограничивается музшколой в незапамятные времена, и если мне когда-то что-то об этом и сообщали, в моей голове следов не осталось
На днях я совершенно случайно обратила внимание, что партия Тангейзера в клавире написана в скрипичном ключе в 1-2 октаве, т.е. на октаву выше, чем он реально поет. Я полезла в клавир, делая очередные титры, просто чтобы уточнить, какие куски текста звучат одновременно - признаться, мне совершенно не по-зубам сесть и сыграть это
, тем более, спеть, поэтому раньше никогда не приходило в голову интересоваться, какие там октавы. Но тут я озадачилась и быстро убедилась, что так написаны все теноровые партии, в том числе хоровые, во всех клавирах. которые нашлись на моем компьютере. 
Это что, так положено - пишем одно, подразумеваем другое?
И если да, то почему?
И как в таком разе музыканты определяют, написана партия для тенора или, скажем, для контртенора?
Ответ: Вопрос от чайника
Такова традиция: партия тенора записывается в скрипичном ключе октавой выше реального звучания (партия контрабаса тоже записывается октавой выше реального звучания, но уже в басовом ключе). Обусловлено это, видимо, удобством зрительного восприятия. Если записывать высокие ноты теноровой партии в басовом ключе в реальном звучании - получится много добавочных линеек, будет неудобно читать ноты.
Слева от партии обычно подписывают, чья она, так что ошибиться трудно.
Последний раз редактировалось timalism; 08.01.2009 в 15:37.
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
- Регистрация
- 10.10.2008
- Сообщений
- 718
Ответ: Вопрос от чайника
Раньше для каждого голоса был свой ключ и путаницы не было - для всех. кроме баса использовался ключ "до" : сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый, Для для баса использовался ключ "фа" - он же мог быть еще басо-профундовым и баритоновым... все эти ключи отличались только закреплением на определенной строчке нотоносца. Баритоновый "до" и "фа" по значению полностью совпадали. Однако со временем нынешний скрипичный ключ "соль" вытеснил все, кроме басового (у инструменталистов, например у альтистов и виолончелистов ключи "до" используются до сиз пор очень широко.
Нынешний басовый ключ даже для баритона уже немного низковат - поэтому в баритоновых партиях наибольшее количество добавочных линеек, а тем более для теноров, у которых используется вся первая октава и даже иногда зашкаливает во вторую. Поэтому тенора удобнее записывать в наиболее распространенном ключе "соль" - скрипичном, но с транспортом на октаву вниз.
Разумеется, учитывается то обстоятельство, что нормальному тенору бывает трудно и один ключ выучить...
Иногда снизу к этому ключу приписывается восьмерка, показывающая необходимость октавирования, но в современной записи эта восьмерка обычно пропускается наподобие точек над "ё". Впрочем, современные компьютерные программы для нотного набора учитывают необходимость транспорта для тенора (иногда с восьмеркой - иногда без) и при проигрывании дают реальное звучание.
Так или иначе по указанной схеме записывается 99% теноровой музыки, а не только "Тангейзер" - в этом легко убедиться открыв любой другой оперный клавир....
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
Ответ: Вопрос от чайника
Ответ: Вопрос от чайника
так нижние ключи "соль" вообще не теноровые, а просто употребляются для записи теноровой вокальной партии...
Теноровый ключ при употреблении любого вида ключа должен соответствовать верхнему на Вашей картинке... т.е. ключ "фа" в этом случае будет написан на второй линейке, а ключ соль на первой добавочной сверху....![]()
- Регистрация
- 07.04.2007
- Адрес
- СПб
- Сообщений
- 1,573
Ответ: Вопрос от чайника
Признаться, для меня вообще большая новость, что существует столько разных ключей, да еще они могут писаться на разных линейках: я вообще только о двух слыхала.
Я правильно поняла, что разные значки обозначают, собственно, не ключи, а разные ноты, а ключ задается расположением главной закорючки значка на определенной линейке - или нет?
Похожие темы
-
Просветите чайника-2
от Andrey137 в разделе Современная музыкаОтветов: 20Последнее сообщение: 04.01.2010, 00:51 -
Просветите чайника
от morna в разделе Современная музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 21.11.2008, 22:39 -
Вопрос чайника о контрабасовом смычке
от mimosa в разделе Виолончельная и контрабасовая музыкаОтветов: 9Последнее сообщение: 19.12.2007, 00:49 -
Вопросы "чайника" по выбору цифровому пианино
от swuser в разделе ИнструментарийОтветов: 23Последнее сообщение: 19.10.2007, 19:13 -
насчёт программы для чайника
от Tankist в разделе Скрипичная и альтовая музыкаОтветов: 2Последнее сообщение: 27.12.2006, 17:27



Ответить с цитированием



Социальные закладки