К 120-летию со дня рождения певца Александра Вертинского в Киеве пройдет выставка
время публикации: 8 марта 2009 г., 14:56
19 марта в "Музее одной улицы" на Андреевскому спуске в Киеве откроется выставка "Александр Вертинский: Я готов целовать твои улицы...", посвященная 120-летию со дня рождения выдающегося певца-шансонье Александра Вертинского.
Откроет выставку дочь знаменитого певца - актриса Марианна Вертинская и внучка - актриса Дарья Хмельницкая, сообщает Интерфакс-Украина.
На выставке будут представлены автографы песен Вертинского, подлинные фотографии, документы, ноты, пластинки и личные вещи артиста. Выставка передает дух той эпохи, в которой жил и творил певец.
Вертинский родился 9 (21) марта 1889 года в Киеве. В этом городе начался его творческий путь, сюда он стремился вернуться всю свою жизнь. Вертинский - это не только символ эмиграции, но и символ возвращения и возрождения в любимой стране. Только настоящий киевлянин мог написать такие пронзительные строки о городе, как знаменитое стихотворение "Киев, Родина нежная...".
В 1912 году переехал в Москву. С 1915 года выступал на эстраде, создавая сценический образ Пьеро, исполнял песни на свои собственные стихи и стихи поэтов Серебряного века (Марина Цветаева, Игорь Северянин, Александр Блок). Ещё до Февральской революции завоевал известность в России. Каждую песню превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями.
После Октябрьской революции эмигрировал из России в ноябре 1920 года через Константинополь. Вместе с такими артистами, как Федор Шаляпин, Иван Мозжухин и Анна Павлова, Вертинский постепенно завоевал популярность за рубежом. Гастролировал по всей Европе.
Вертинский многократно просил разрешения вернуться в СССР, в 1943 году разрешение было получено (во время Великой Отечественной войны по идеологическим соображениям было разрешено вернуться и некоторым другим деятелям культуры). Вертинский поселяется в Москве, гастролирует на фронте, исполняет патриотические песни.
В СССР значительная часть репертуара артиста была запрещена, ему не разрешали выступать в престижных концертных залах, не издавали пластинки, не транслировали его песни по радио, в газетах не было рецензий на его концерты. Вертинский был вынужден много гастролировать по стране, побывал в городах Средней Азии, Сибири, Урала, выступая в клубах, на заводах, на стройках, в шахтах.
Артист скончался 21 мая 1957 года в Ленинграде, куда приехал на гастроли.
К 120-летию А.Н.Вертинского - поклонникам!!! На далёкой планете
Киев, книжный рынок Петровка. Он ходил по рядам, искал что-то из ретро. Годы летели, про- носились мимо, но всё как-то недосуг было уделить время старым певцам, забытой эстраде. Самые маленькие кусочки строк и песен доносились раньше к его слуху, но… никак не при- ходило ещё время встречи. Внутренне он был уверен, что это произойдёт непременно, ждал этого, чувствовал это. В нём жила надежда… И вот они эти ряды, вот он этот диск «Александр Вертинский». Так вот она, минута встречи, свершилось! Радость запела свою песню в сердце. Он словно вытянул свой билетик счастья! Диск прижат к груди, сомнений нет – это навсегда, он понял это сразу! Мчится маршрутка домой, плеер включен, ожило время забытых мелодий. «Чужие города», «на планете другой»… да, да, это была планета Артиста, его звезда. Он и теперь жил на ней, он никогда не умирал! Утром Артист встречал рассветы, вечером звёзды над розовым морем дарили ему своё мерцание и тихую грусть. Встреч и прощаний не было – только цветы, пение птиц, солнце и чистый свет… -- Мальчик, кто ты? – спросил однажды Артист ребёнка, сидевшего у моря. --Я маленький принц – ответил мальчик. --А почему ты такой грустный? – вновь спросил Артист. --Я прилетел с планеты Земля – тихо промолвил принц. --Ты, ты был на Земле? Как она там? – заволновался Артист. --Очень изменилась, но всё равно мне грустно… Артист молчал, только плащ мальчика переливался звёздно-голубым светом. Светило подни- малось выше… --А какие там поют песни? – спросил после раздумий Артист. -- Мне от них скучно и грустно: крик, шум, грохот. В концертных залах складируют фанеру (это у них так говорят). Прямо из дирижаблей на сцену выпрыгивают лягушки, как по куку- рузному полю бегают какие-то бузи. Группы со звериными именами рвут струны гитар, пев- цы и слушатели держат руки вверх, а вместо слёз души – слёзы истерики и обман -- ответил принц. --А хочешь, я спою тебе песенку о маленькой балерине? – обрадовался Артист. --Да, да, я узнал Вас! Вы – Певец! – захлопал в ладошки мальчик. И маленькая балерина уже не была игрушкой для взрослых, она танцевала свой танец само- му маленькому принцу! В глазах его засветилась радость, улыбка коснулась его лица. А когда на сцену вышла принцесса Ирэн, маленький принц снял со своего плаща звёздочку и бросил ей – девочка ловко подхватила её и, улыбнувшись, прижала к своей груди. Потом юнга Джим гордо стоял на палубе фрегата и дружески улыбался звёздному мальчику – оба они были сча- стливы! --Александр Николаевич, а на Земле Вас любят и помнят, -- радостно сказал принц. Артист улыбнулся и посмотрел вдаль. О чём он думал…? Стайка сказочных птиц пролетела мимо и показалось, что на своих крыльях они принесли какую-то знакомую мелодию… Вдруг маленький принц взял Артиста за руку, приложил пальчик к сомкнутым губам и по- вёл его вдоль по тропинке к роще. Принц не ошибся, он узнал этот голос. Он слышал его у растворённого в сад окна там, в городе с белой церковью у реки, на планете Земля – человек пел песни Артиста. И снова, но уже здесь, на планете Певца, он пел те же песни и слёзы люб- ви, радости и счастья текли по его щекам. Он знал, верил, что есть где-то эта планета, эта яр- кая звезда. Его мечта сбылась и хотя, может быть, ему это снилось, но он был на этой плане- те и пел! Маленький принц не выпускал своей руки из рук Артиста, который заворожено слушал по- ющего пришельца, тихонько подпевая ему. Поклонник пел, а нежно-голубое небо разливало свою лазурь, тёплый ветер колыхал ветки цветущего миндаля и вечные морские волны рас- сыпались на песке узорами пенных кружев…
28.09.2008г. Васильев В.В. e-mail: vasil4949@mail.ru г.Белая Церковь, Украина
Пояснения:
Эти ряды --- торговые ряды на рынке
Складируют фанеру --- поют под запись
Из дирижаблей…лягушки --- «Лягушка в дирижабле», украинская эстр. группа
По кукурузному полю…бузи --- «Бузя в кукурузе», украинская эстр. песня
Группы со звериными именами --- группа «Руки вверх» (!) и группа «Звери»(!)
Маленькая балерина, Принцесса Ирэн, Юнга Джим --- герои песен А.Вертинского
Город с белой церковью у реки --- г. Белая Церковь на р. Рось
Приезжайте. Не бойтесь.
Мы будем друзьями,
Нам обоим пора от любви отдохнуть,
Потому что, увы, никакими словами,
Никакими слезами ее не вернуть.
Будем плавать, смеяться, ловить мандаринов,
В белой узенькой лодке уйдем за маяк.
На закате, когда будет вечер малинов,
Будем книги читать о далеких краях.
Мы в горячих камнях черепаху поймаем,
Я Вам маленьких крабов в руках принесу.
А любовь — похороним, любовь закопаем
В прошлогодние листья в зеленом лесу.
И когда тонкий месяц начнет серебриться
И лиловое море уйдет за косу,
Вам покажется белой серебряной птицей
Адмиральская яхта на желтом мысу.
Будем слушать, как плачут фаготы и трубы
В танцевальном оркестре в большом казино,
И за Ваши печальные детские губы
Будем пить по ночам золотое вино.
А любовь мы не будем тревожить словами
Это мертвое пламя уже не раздуть,
Потому что, увы, никакими мечтами,
Никакими стихами любви не вернуть.
Лето 1938
Циндао
Что-то в ней было от Джоконды: то ли неопределенность улыбки, то ли ветхость полотна.
Вы стояли в театре, в углу, за кулисами,
А за Вами, словами звеня,
Парикмахер, суфлер и актеры с актрисами
Потихоньку ругали меня.
Кто-то злобно шипел: «Молодой, да удаленький.
Вот кто за нос умеет водить».
И тогда Вы сказали: «Послушайте, маленький,
Можно мне Вас тихонько любить?»
Вот окончен концерт... Помню степь белоснежную..
На вокзале Ваш мягкий поклон.
В этот вечер Вы были особенно нежною,
Как лампадка у старых икон...
А потом — города, степь, дороги, проталинки...
Я забыл то, чего не хотел бы забыть.
И осталась лишь фраза: «Послушайте, маленький,
Можно мне Вас тихонько любить?»
Что-то в ней было от Джоконды: то ли неопределенность улыбки, то ли ветхость полотна.
Разве можно от женщины требовать многого?
Вы так мило танцуете, в Вас есть шик.
А от Вас и не ждут поведения строгого,
Никому не мешает Вас муж-старик.
Только не надо играть в загадочность
И делать из жизни «le vin triste».
Это все чепуха, да и Ваша порядочность -
Это тоже кокетливый фиговый лист.
Вы, несомненно, с большими данными
Три — четыре банкротства — приличный стаж.
Вас воспитали чуть-чуть по-странному,
Я б сказал, европейски — фокстрот и пляж!
Я Вас так понимаю, я так Вам сочувствую,
Я готов разорваться на сто частей.
Восемнадцатый раз я спокойно присутствую
При одной из обычных для Вас «смертей».
Я давно уже выучил все завещание
И могу повторить Вам в любой момент:
Фокстерьера Люлю отослать в Испанию,
Где живет Ваш любовник... один... студент.
Ваши шляпки и платья раздать учащимся.
А «dessous» сдать в музей прикладных искусств.
А потом я и муж, мы вдвоем потащимся
Покупать Вам на гроб сирени куст.
Разве можно от женщины требовать многого?
Там, где глупость божественна, ум — ничто!
1933
Париж
Что-то в ней было от Джоконды: то ли неопределенность улыбки, то ли ветхость полотна.
Вечерело. Пели вьюги.
Хоронили Магдалину,
Цирковую балерину.
Провожали две подруги,
Две подруги — акробатки.
Шел и клоун. Плакал клоун,
Закрывал лицо перчаткой.
Он был другом Магдалины,
Только другом, не мужчиной,
Чистил ей трико бензином.
И смеялась Магдалина:
«Ну какой же ты мужчина?
Ты чудак, ты пахнешь псиной!»
Бедный piccolo bambino...
На кладбище снег был чище,
Голубее городского.
Вот зарыли Магдалину,
Цирковую балерину,
И ушли от смерти снова...
Вечерело. Город ник.
В темной сумеречной тени.
Поднял клоун воротник
И, упавши на колени,
Вдруг завыл в тоске звериной.
Он любил... Он был мужчиной,
Он не знал, что даже розы
От мороза пахнут псиной.
Бедный piccolo bambino!
1933
Париж
Что-то в ней было от Джоконды: то ли неопределенность улыбки, то ли ветхость полотна.
Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьет.
Но когда он играет «Концерт Сарасате»,
Ваше сердце, как птица, летит и поет.
Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать «зеро»...
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он божественный принц, он влюбленный Пьеро!
Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
Femme de luxe он сумел превратить в femme de chambrc.
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом амбр.
И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась у Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..
И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, —
Он играет для Вас свой «Концерт Сарасате»,
От которого кровью зальется душа!
Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете все за «Концерт Сарасате»,
Исступленно, безумно и больно любя!..
1927
Черновцы
Что-то в ней было от Джоконды: то ли неопределенность улыбки, то ли ветхость полотна.
Покупка квартиры в новостройке всегда связана с важным выбором — от качества жилья до надежности застройщика. Например, если вы ищете комфортное и современное жилье в Краснодара, обратите внимание на...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки