-
31.07.2009, 01:38 #1
Наталья Осипова: (интервью)
Иди и танцуй!
Солистка Большого театра дебютировала в Американском театре балета
Зал нью-йоркского Metropolitan приветствовал дебют Натальи Осиповой в "Жизели" стоя. Фото: ИТАР-ТАСС
23-летняя Наталья Осипова остается главной сенсацией балетного мира. Завоевав вторую подряд "Золотую маску" и получив международный "Бенуа де ла данс", недавно она дебютировала как приглашенная звезда American Ballet Theatre (АВТ). Зал нью-йоркского Metropolitan приветствовал ее дебют в "Жизели" стоя. По возвращении в Москву Наталья Осипова встретилась с корреспондентом "РГ".
Наталья Осипова: Это было, конечно, неожиданно. Спектакль получился просто невероятный. Такого взаимопонимания, как с Дэвидом Холбергом, который был Альбертом, у меня еще ни с кем не было. Пожалуй, в моей жизни это самый эмоциональный спектакль. Для меня главное в искусстве - когда живешь на сцене, не думая о том, что есть зал и публика, когда, кроме глаз своего партнера, ничего не видишь. У нас с Дэвидом получилась настоящая импровизация, и зал почувствовал и оценил это.
Российская газета: Если публика вас любит и ждет, это повышает ответственность или, наоборот, раскрепощает?
Осипова: Для меня всегда ответственно танцевать. Всегда. В Москве потому, что здесь своя публика, меня очень хорошо знает и, наверное, многого ждет. Здесь родители, которые на меня смотрят. Гастроли - это тоже ответственность, потому что ты поддерживаешь имидж своего театра, так что промахиваться никак нельзя. И в Нью-Йорке я знала, что меня тоже ждут. Каждый день спрашивали: "Когда же ваш спектакль?", рассказывали, что все вокруг взбудоражены, и я сама видела, что люди стоят на улице у театра и спрашивают билеты, хотя они уже давно проданы. От этого бросает в дрожь. Но меня правильно настроила Ирина Александровна Колпакова - она работает теперь в АВТ и репетировала со мной в Нью-Йорке: "Наташа, такое счастье! Там в зале четыре тысячи сидит, и все пришли на тебя смотреть. Metropolitan Opera - это же счастье, выходи и танцуй!"
РГ: Вы думали о том, что в Нью-Йорке должны соответствовать американской балетной традиции?
Осипова: Я думаю, если они меня приглашают, то хотят увидеть такую, какая я есть. Я должна показать традиции своей школы. Когда выяснилось, что в их "Сильфиде", которую я танцевала после "Жизели", хореография немножко не совпадает с нашей, мне разрешили оставить практически все так, как я привыкла танцевать. У них "Сильфида" тоже датская, но идет очень давно - ее ставил еще Эрик Брун. У него нет той глубины, психологии, которую стремился внести в спектакль Йохан Кобборг в Большом театре. Мне сложно было объяснить партнеру, что я не просто такая бабочка, которую раз - и прихлопнули в конце. Когда я сказала, что в нашем спектакле играю женщину, он очень удивился: "А почему?"
РГ: Вас не беспокоило, что в Нью-Йорке вы дебютируете не в беспроигрышном "Дон Кихоте", а именно в тех ролях, которые вызывают вокруг вас массу дискуссий?
Осипова: Нет, я была счастлива, потому что "Жизель" и "Сильфида" сейчас мои любимые спектакли. У меня самой по их поводу когда-то было много сомнений. Но я положила не один месяц на них, и сделаны они у меня тщательно. Это уже часть меня.
РГ: То есть вы себя ощущаете не Китри, а трагической героиней?
Осипова: Пожалуй, сейчас, на этом отрезке моей жизни, - да. "Дон Кихот" - потрясающий балет, Китри - замечательная партия, она, я думаю, останется одной из моих самых удачных ролей, но уже не вызывает во мне того интереса, что раньше. Интереснее делать роли, где стоит вопрос не техники, а где нужно подумать и прожить жизнь. Это для меня искусство.
РГ: Прямо перед вашим дебютом Алексей Ратманский выпустил свою первую премьеру в качестве постоянного хореографа АВТ. Вы посмотрели его "На Днепре"?
Осипова: Я как раз попала на премьеру. Спектакль одноактный, но сюжетный, с потрясающей сценографией Семена Пастуха. Очень глубокий и непростой. Необычная для Прокофьева музыка, которую я никогда не слышала. Много чего в Нью-Йорке говорили по поводу этого спектакля, но, я считаю, Алексей еще выше поднял свою планку. На мой взгляд, нетипичный для него балет в плане хореографии. И при этом необычайно интересный. Я смотрела спектакль с разными составами, абсолютно великолепна в нем Диана Вишнева. Как всегда у Ратманского, так много всего придумано, что за всем не успеваешь уследить, хочется посмотреть не один раз. Алексей тоже был на всех моих спектаклях. Мы очень тепло встретились и чуть ли не каждый день общались: когда я приехала в Нью-Йорк, у меня никого там не было. А потом оказалось, что знакомых и близких вокруг очень много.
РГ: Комфортно ли вам было работать в АВТ?
Осипова: Я жила какой-то обособленной от труппы жизнью: сама по себе занималась и репетировала с педагогом, а потом уже с партнером и на спектакле с кордебалетом. У них очень жесткий график. Я с большим трудом представляю, как смогла бы так работать: например, вечером у балерины "Жизель" - достаточно серьезный, непростой спектакль, а утром она спокойно может репетировать другой балет. Я никогда в жизни такого не сделаю, потому что спектакль для меня цель, и перед ним я не позволяю себе даже думать о чем-то другом. Ведущих артистов гораздо меньше, чем у нас в театре, они танцуют очень много, поэтому много травм и очень много замен. Я немножко обалдела, как они выдерживают такой режим.
РГ: Но у вас есть планы дальнейшего сотрудничества с АВТ?
Осипова: Мы еще ни о чем не договорились конкретно, но меня пригласили на следующий сезон. Они предложили мне не только летний, но и осенний сезон, хотя это вряд ли получится, потому что, конечно, основная работа у меня в Большом театре.
РГ: Почему для вас Большой театр приоритетен?
Осипова: Да, предложений много - и это приятно. Надо продумывать, как все успевать. Но я родилась в Москве, и здесь очень много моих друзей, знакомых, близких. В Большом театре я выросла, он дал мне возможность заявить о себе. Здесь потрясающий репертуар и очень много ролей, которые я еще не сделала и хочу сделать только со своим педагогом - Мариной Викторовной Кондратьевой. Я очень люблю ее и всю нашу труппу, считаю одной из лучших в мире, и для меня огромная честь здесь танцевать.
Re: Наталья Осипова: (интервью)
Дерзкие в классике
Молодые солисты Большого театра стали лауреатами в Англии
Наталья Осипова: В "Жизели" нет безумных прыжков, пируэтов, но после этой сложной партии я выжата как лимон. Фото: Дамир Юсупов/Большой театр
В лондонском королевском театре "Ковент-Гарден" прошла церемония награждения лауреатов ежегодной британской национальной премии критиков National Dance Awards Critics Circle. Как и в прошлом году, в номинации "Лучшая зарубежная труппа" премию присудили балету Большого театра.
Солистка Большого 21-летняя Наталья Осипова стала победительницей в номинации "Лучшая классическая танцовщица", а 19-летний Иван Васильев - в номинации "В центре внимания" за яркий дебют. Об одержимой танцем Натальи Осиповой на последних гастролях Большого в Париже писали, что "ее дарование вне норм" и всем предстоит еще увидеть захватывающее развитие ее таланта. По итогам опроса 40 журналистов из 17 европейских стран немецкий журнал Balletdanz назвал в этом году Наталью Осипову "Танцовщицей года". Иван Васильев - виртуоз-экстраверт, полный солнечной энергии. Парижская пресса отмечает:"Даже в его небольших партиях видна дерзость звезды". Обозреватель "РГ" встретился с солистами Большого тетара Натальей Осиповой и Иваном Васильевым.
Наталья Осипова: Танцуя, я сломала чемодан и разбила люстру
Российская газета: Британская премия критиков была для вас неожиданностью?
Наталья Осипова: Для меня было приятной неожиданностью, что меня номинировали. На премию я не рассчитывала: она английская, и я думала, что ее отдадут английской балерине. Это были мои вторые гастроли с театром в Лондоне, а с первых - в позапрошлом году, началась моя карьера. Мне, девочке из кордебалета, Алексей Ратманский дал тогда огромный шанс: я открывала серию балетов "Дон Кихот", когда в зале была вся пресса, и дебютировала в партии Аспиччии в "Дочери фараона". Я думала так: "Если станцую плохо, то такого шанса больше никогда не будет". Готовилась честно.
РГ: Ваши партии - и Китри, и Жизель очень креативны. Сейчас вы репетируете Сильфиду. Какие партии близки вам?
Осипова: Роли подходят мне больше или меньше не по характеру, а по трудности исполнения. Если роль сложная, надо тратить больше сил, энергии, нервов. В "Жизели" нет безумных прыжков, пируэтов, но там нужно создать иллюзию невесомости, наполнить каждое движение смыслом, точно следовать стилю. После "Жизели" я выжата как лимон. Мне, например, очень хочется станцевать Джульетту, станцевать сейчас, пока молода, пока я о жизни не знаю так много. Это моя мечта.
РГ: Ваша карьера в театре развивается стремительно?
Осипова: Я реалист и знала, что в театре сразу не стану прима-балериной и что должна использовать любой шанс на сто пятьдесят процентов. Ратманский поверил в меня и дал танцевать большие роли. Я люблю танцевать, и отними это у меня - потеряю часть себя. Как-то на гастролях не было много работы, а танцевать очень хотелось. Я в номере отеля включила "Жизель" и станцевала балет целиком за всех. Прыгая за Альберта, сломала чемодан и разбила люстру. Конечно, хочется быстрее получать новые роли. Но сегодня я понимаю, что партии надо осваивать постепенно и нельзя штамповать второсортный продукт.
РГ: А недостатки у вас есть?
Осипова: Балерина не должна рассказывать о своих недостатках, но я их прекрасно знаю. Их знает и мой педагог Марина Викторовна Кондратьева. Она - мое зеркало. Я ей обязана всем. Никогда не обижаюсь ни на педагога, ни на партнеров, если что-то не получается.
РГ: Насколько суров мир балета? Действительно нужен железный характер и стойкость борца?
Осипова: Искусство - это сложно. Одному - везет, другому - нет. Все стирают ноги в кровь, но успех приходит к единицам. А тот, кто сил, быть может, затратил в четыре раза больше, в тени. Ему обидно. В театре не можешь быть полностью естественной. Трудно открываться. Потому что есть конкуренция. В Большом огромное количество прекрасных балерин. Когда я пришла в театр, я с таким восхищением смотрела на них близко, из-за кулис, и думала: сколько же мне еще надо работать.
РГ: В Англии вас признали "лучшей классической танцовщицей", а современный танец вас привлекает?
Осипова: Нравится и фламенко, и джаз, и брейк-данс. У меня нет рамок. Я жду любой сумасшедшей вещи, хочу эмоциональной встряски. Может, сама сделаю что-то радикальное, чтобы зритель ушел со спектакля с широко раскрытыми глазами. В современном танце можно показать себя другой, он должен присутствовать в театре. Все, что не развивается, погибает.
Иван Васильев: Фамилия мне помогаетРоссийская газета: Ваш Базиль из "Дон Кихота" просто покорил лондонскую публику.
Иван Васильев: Это моя любимая партия: от нее получаешь удовольствие, поднимается настроение. "Дон Кихот" насыщен техникой, яркими красками, положительными эмоциями. Вообще я люблю балет и готов танцевать везде с полной отдачей. Сейчас репетирую партию Спартака: персонаж мощный, настоящий герой, сильный духом человек. Образ тяжелый и интересный. Со мной репетирует Юрий Кузьмич Владимиров, танцевавший когда-то Спартака. Когда он показывает, от него идет такая энергия, что хочется работать и работать не останавливаясь.
РГ: Окончив хореографическое училище в Минске, как вы оказались в Большом?
Васильев: Еще не окончив училище, я был стажером в Белорусском государственном академическом театре оперы и балета, танцевал Базиля в "Дон Кихоте" и раба Али в "Корсаре". Участвовал в международных конкурсах балета: в Москве и Перми получил золото, в Варне - Гран-при. Большой театр сделал шаг: он сразу пригласил меня. Я сдавал государственные экзамены в училище и в перерывах приехал в Москву. Ратманский предложил хорошие условия, и вернувшись в Минск, подумав два дня, я созвонился с Москвой. Меня здесь все радует: и коллектив, и репертуар, и руководство. В театре я уже через месяц освоился. Троицей, вместе с Артемом Шпилевским и Андреем Меркурьевым, мы пришли в Большой и дружно карабкались. Они как старшие подсказывали мне многое и помогали.
РГ: Вы однофамилец со знаменитым танцовщиком Владимиром Васильевым. Это мешает или помогает?
Васильев: С детства эта фамилия мне дала толчок. В школе я узнал, что есть такой прославленный танцовщик Васильев, и у меня был моральный подъем. Многие даже спрашивали, не псевдоним ли это или не родственники ли мы. Кстати, папу моего зовут тоже Владимир Викторович. Фамилия, конечно, помогает, но это очень ответственно.
Похожие темы
-
Наталья Осипова - юная легенда русского балета
от Марфа в разделе БалетОтветов: 3Последнее сообщение: 17.11.2011, 17:48 -
ДМШ им. Н.П.Осипова города Москвы
от mailj в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 1Последнее сообщение: 21.12.2010, 00:57 -
ДМШ им.Осипова или им. Ракова? Какая лучше?
от НаташаФенкина в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 4Последнее сообщение: 31.10.2010, 22:41 -
Вечер памяти Вячеслава Осипова
от andris27 в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 02.02.2010, 19:40 -
ДМШ им. Н.П.Осипова г.Москвы
от mailj в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 3Последнее сообщение: 27.08.2009, 17:14




Ответить с цитированием
Наталья Осипова: В "Жизели" нет безумных прыжков, пируэтов, но после этой сложной партии я выжата как лимон. Фото: Дамир Юсупов/Большой театр 
Социальные закладки