-
05.07.2010, 01:54 #1
"Соловей" и другие небылицы" Стравинского и Лепажа (Экс-ан-Прованс, 03.07.2010)
Из всей оперной программы фестиваля в Экс-ан-Провансе меня почему-то меньше всего интересовал как раз , но, как это чаще всего бывает, именно этот спектакль стал безусловным оправданием посещения этого знойного театрально-музыкального марафона... Впечатление, которое произвела постановка Лепажа, проще всего охарактеризовать как театральное чудо... Из простых и мелких (в буквальном смысле слова, ибо главные действующие лица - куклы, сопровождаемые певцами) деталей режиссёру удалось сплести эмоционально цельное и яркое сценическое кружево...
Конечно, трюковая составляющая занимает не последнее место в концептуальной структуре нового спектакля Лепажа, но органичность, с которой она переплетена с музыкой и текстом, околдовывает... Например, основное действие "Соловья" разворачивается в оркестровой яме, заполненной водой!.. А еще есть "театр теней" и акробатика в "Прибаутках", переливающиеся в неоновой подсветке аквамариново-золотые костюмы хора, искрящееся полотно, которое вырастает из воды звёздным небом, оживающее дерево и императорское ложе, превращающееся в гигантский скелет... Такая стилистическая эклектика должна вызывать иронию, но вызывает восторг и детское безоговорочное приятие... Кроме этого бесконечного радостного удивления, я на протяжении всего представления не мог не восхищаться тем, чем обычно гордится каждый настоящий мастер, - как же идеально режиссёр всё это "угадал"!..
Блестящая работа оркестра Лионской оперы под управлением Казуши Оно заключалась не только в красочной передаче солнечной энергетики забавных и поучительных короткометражек Стравинского, растворивших в себе джаз и лубок, симфоническую выразительность и фольклорную простоту, но и в виртуозном ведении солистов (оркестр находился на сцене, и дирижёр, разумеется, не видел ни солистов, ни хора), без которых никакого бы восторга сегодня не состоялось...
Самым ярким вокальным впечатлением вечера стала, разумеется, : фарфоровый тембр, опёртый на мощнейшую середину, чуть поджатые на пиано, но "мясистые" на форте верха, является, пожалуй, основой её пластичного вокала... Лёгкость звукоизвлечения и обертоновая полнокровность по всему диапазону заставляли зал не дышать во время исполнения певицей "соловьиных" фиоритур... А какое было яркое "ре"!.. В общем, прелесть... Практически безоговорочная прелесть!
Вторым открытием для меня стал голос Елены Семёновой: колокольчиковая яркость и чистота тембра и округлость звучания просто очаровывали!
Ровно и "без вопросов" прозвучала Светлана Шилова, блеснув бархатными "низами" и идеальной фразировкой.
Мужской состав был качественно ровен: и Марат Гали, и Эдгарас Монтвидас, и Илья Банник, и Набил Сулиман, и Юрий Воробьёв - все были хороши, по-своему убедительны, но, главное, музыкально безупречны... Кому-то не хватало внутреннего драйва, что отражалось на яркости звучания, кому-то актерского мастерства, но глобально придраться не к чему...
Великолепно звучал и хор Лионской оперы (особенно слаженно и корректно женская группа).
Невозможно не отметить группу марионеточников, без которых лёгкое изящество этой постановки было бы немыслимо...
А в целом, описывать эстетический градус и магнетический накал таких событий - дело неблагодарное: это просто нужно увидеть и пережить... Боюсь, что даже трансляция спектакля, , не передаст самой атмосферы подаренного режиссёром и артистами праздника... В январе будущего года "Соловей" Лепажа с тем же составом исполнителей будет показан в Амстердаме...Последний раз редактировалось AlexAt; 07.07.2010 в 01:45.
Соловья показывають)))
"Соловей" замечателен!! Браво!![]()
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
И никаких тебе регбусов-кроссвордов... Чистый кайф!
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
- Регистрация
- 30.04.2010
- Сообщений
- 99
Да, Соловей восхитительный! Жалко, опять досмотреть не получилось
Re: "Соловей" и другие небылицы" Стравинского и Лепажа (Экс-ан-Прованс, 03.07.2010)
Птичий полет фантазии
// "Соловей" Стравинского в постановке Робера Лепажа
Робер Лепаж вдохновился анималистическим жанром в творчестве Игоря СтравинскогоФото: AFP
Премьера опера
На оперном фестивале во французском Экс-ан-Провансе (см. "Ъ" от 6 и 9 июля) состоялась европейская премьера нового спектакля выдающего канадского режиссера Робера Лепажа. Его "Соловей и другие небылицы" на музыку Игоря Стравинского заслужил стоячую овацию переполненного знаменитостями музыкального и театрального мира зала Гран-театра. Из Экс-ан-Прованса — РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Робер Лепаж рассказывал, что идея нового спектакля пришла к нему во время работы над единственной англоязычной оперой Стравинского "Похождения повесы". Господин Лепаж обратил свой взор к русскому оперному наследию композитора и в конце концов остановился на "Соловье", ранней опере Стравинского, работу над которой он прервал и вернулся к ней уже в зрелые годы. Но "Соловей", написанный по мотивам сказки Андерсена, опера хотя и в трех актах, но короткая, на полнометражный спектакль ее не хватило бы, поэтому Робер Лепаж придумал своего рода Стравинский-ревю: "Соловей" звучит во втором действии, а в первом — "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" и несколько вокальных миниатюр.
В спектаклях канадского мастера обычно встречаются два мира, они словно смотрятся друг в друга, друг друга отражают — и это настолько меняет "оптику", что зрители оказываются буквально заворожены — не только самим сочетанием фактур и культур, но и новыми смыслами, которые вдруг проявляются. Видимо, сюжет сказки Андерсена заставил Робера Лепажа обратить свои взоры к Китаю (он уже это делал несколько раз — достаточно вспомнить "Трилогию драконов"), а потом "пойти" на юг — во Вьетнам. Основным источником вдохновения для создания "русского" спектакля господину Лепажу послужил традиционный вьетнамский кукольный театр, в котором действие происходит на поверхности воды, в которой сидят актеры.
Сцена в "Соловье и других небылицах" выглядит занятно и причудливо для оперного театра — оркестровая яма затоплена водой, поднятый оттуда оркестр (в Экс-ан-Провансе это оркестр Лионской оперы под управлением титулованного маэстро Казуши Оно) усажен на самой сцене, а по бокам от подмостков устроены два массивных балкона, с одного из которых свисает кривое, с тонким стволом, дерево. В первом действии дирижерский пульт буквально висит над водой, певцы тоже вынуждены смотреть себе под ноги. Но внимание зрителя все равно обращено не к ним, а к теневому представлению, которое устраивают шесть канадских кукольников,— расположившись на выносной боковой сцене, они при помощи одних только своих рук (зритель видит все их усилия) представляют на экране над сценой целый фольклорный зверинец. Когда началась "Байка про Лису...", эти же люди превратились в искусных акробатов: их тела гнулись, соединялись и переворачивались, с помощью простейших деталей необъяснимо обретая контуры животных. При этом нижние части телесных "композиций", примерно на треть роста, были видны, а верхние оставались тенями за мутным экраном, и от этого простого эффекта возникало ощущение чуда.
Робер Лепаж, как всегда, изобретателен в деталях, неожидан в решениях, неповторимо поэтичен в своей особой театральной магии. Его новый спектакль приятен во всех отношениях: это невероятно дорогая и изящно, с восточным, можно сказать, хитроумием сделанная игрушка для уставших взрослых. Режиссер словно отдыхает от "смыслов", давая волю своей фантазии. Маленькие, детально проработанные и красочно разодетые куклы, плывущие на поверхности воды во втором действии, удивительно ловко придают всей этой огромной затее Робера Лепажа ощущение хрупкости и нежности. Превращения следуют буквально одно за другим — вот уже и кривое дерево разделилось на части и уплыло, а поверхность воды словно взлетела, переливаясь чешуйчатым голубоватым занавесом, за ним же обнаруживается ложе китайского императора, балдахин которого в свою очередь вдруг раскладывается в огромную куклу Смерти с серым вытянутым черепом и цепкими длинными руками, от которых не скрыться... Секрет превращения очевидной эклектики в наслаждение для самых взыскательных театральных гурманов Роберу Лепажу, без сомнения, известен.
Еще он знает, как убеждать людей. Трудно представить себе, что певцы станут петь Стравинского стоя по пояс в воде и при этом еще манипулируя вьетнамскими куколками. Но в "Соловье" именно так и происходит. В спектакле занято немало достойно работающих русских солистов — Светлана Шилова и Елена Семенова, Марат Гали и Илья Банник, но настоящим открытием стала Ольга Перетятько (чья карьера в России когда-то свелась к пению в детском хоре), изумительно исполнившая партию и, что очень важно, роль Соловья. По замыслу Стравинского певица, исполняющая Соловья, должна оставаться в оркестровой яме, словно особый инструмент. Здесь она становится эмоциональным и звуковым центром спектакля. Специалисты по вокалу смакуют "блестящие верхи" и "наполненные низы" ее "фарфорового" колоратурного сопрано, но не менее важно, что госпоже Перетятько удалось придать лукавой сказке настоящее чувство, холодновато придуманной игрушке — подлинный трепет и драматизм. В то, что такой голос действительно может отогнать смерть — это по сюжету сделал Соловей для императора,— почему-то веришь безоговорочно.
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
Re: "Соловей" и другие небылицы" Стравинского и Лепажа (Экс-ан-Прованс, 03.07.2010)
Вот это РЕЖИССЕР, низкий поклон ему. Спасибо за ссылочку. Настоящий театр.
(ЗЫ У нас в МТ неплохой Соловей, только вот режоперский Царь Эдип в нагрузку идет).
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Похожие темы
-
Помогите найти ноты Хренников "Что так сердце растревожено?", "Как соловей о розе", "Жил-был Анри 4"
от donsk в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 1Последнее сообщение: 02.12.2012, 23:20 -
"Эоннагата" Робера Лепажа и Рассела Малифанта в парижском "Theatre des Champs-Elysees"
от femmina в разделе БалетОтветов: 2Последнее сообщение: 07.10.2012, 08:57 -
"Дон Жуан" Дмитрия Чернякова (Экс-ан-Прованс, 01.07.2010)
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 917Последнее сообщение: 24.12.2010, 14:48 -
"Альцеста" Глюка и Лоя (Экс-ан-Прованс, 02.07.2010)
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 2Последнее сообщение: 07.07.2010, 01:40 -
помогите найти "Агон" и "Игру в карты" Стравинского
от kornevgen в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 0Последнее сообщение: 27.11.2006, 07:00




Ответить с цитированием


Социальные закладки