Трендсеттер старины // Сергей Ходнев об оркестре Les Arts Florissants Уильяма Кристи
Фото: AFP
Несколько лет тому назад мне пришлось беседовать с главным дирижером не самого последнего отечественного театра о репертуарных планах этого заведения. Это будет, того не будет; постепенно разговор вырулил на Генделя и оперу XVIII века. "Что вы, что вы,— замахал руками маэстро,— мы же не в Германии, у нашей школы никакого опыта барочного стиля нет, мы эту культуру не унаследовали, не стоит и пытаться". Перспективы российского аутентизма — это совсем другой разговор, но вообще стоит заметить, что подобная точка зрения и распространена, и на первый взгляд довольно логична. Англичане, мол, вольны исследовать свою музыкальную старину, немцы — свою, и по генетическим-де соображениям это у них должно получаться лучше прочих. Опрокинуть эту теорию с общих позиций проще простого: а японцам что, только на своих сямисенах и играть теперь? Откуда тогда взялись Сейдзи Озава и (если уж мы говорим о музыкантах-аутентистах) Маасаки Судзуки, чьи Бах и Гендель подчас ничуть не хуже, чем у западноевропейских зубров?
Но конкретные случаи даже интереснее, чем эти общие соображения. Живой пример приезжает (хочется добавить "наконец-то") в Москву и Питер: это Les Arts Florissants — прославленный коллектив распространенного среди европейских аутентистов формата "оркестр плюс хор". Он из Франции, знаменит, соответственно, едва ли не в первую очередь революционными работами в области французского репертуара XVII-XVIII веков — до сих пор все очень предсказуемо. Но есть главная деталь: основал эти самые "Процветающие искусства" больше тридцати лет назад клавесинист и дирижер Уильям Кристи, американец, воспитанник Гарварда и Йеля.
Начало его карьеры, пожалуй, очень хорошо вписывается в начальный этап аутентизма с его духом антибуржуазности и протеста — это странно, но запойное увлечение жильными струнами и ветхими трактатами о музыкальном искусстве казалось тогда чем-то вроде реверанса студенческим баррикадам 1968 года. Сам Кристи в 1971-м уехал во Францию не просто так, а в порядке бунта против войны во Вьетнаме. Позже, когда он уже сколачивал круг музыкантов-единомышленников (таких же "библиотечных крыс", по его собственному выражению, как и он сам), в этом тоже была заметная доля бунта против уже местного музыкального истеблишмента и против того, как этот самый истеблишмент третировал музыку старой Франции.
Но это был какой-то очень конструктивный бунт. В 1981-м Les Arts Florissants вызвали сенсацию, исполнив совершенно забытого "Актеона" Марк-Антуана Шарпантье. Пятью годами позже они выпустили "Аттиса" Люлли — до сих пор не превзойденную по изысканности постановку французской барочной оперы. Десять лет спустя ансамбль был уже не только флагманом по части французской музыки от Люлли до Рамо, но и одним из самых важных и самых влиятельных игроков на мировом рынке старинной музыки в целом. Трендсеттером, если хотите. Во Франции Уильяма Кристи уже признали национальным достоянием: не только наградили орденом Почетного легиона (его-то и иностранцам дают), но и выбрали в Академию изящных искусств, когда в ней со смертью Марселя Марсо образовалось свободное кресло. Хотя сам дух свободы, который сорок лет назад парадоксальным образом почил на связавших себя вычитанными в старых книгах нормативами искателях правды "исторически-информированного исполнительства", никуда не делся — послушайте его записи, где "профессорской" мертвечины нет ни на гран, посмотрите хоть в YouTube, как он, в забавном несоответствии со своим теперешним имиджем добродушного дедушки-очкарика, выплясывает на поклонах после сумасшедшей премьеры "Галантных Индий" Рамо в Opera de Paris.
В России Кристи и его ансамбль знали до сих пор исключительно по записям — Монтеверди, Гендель и, разумеется, барочные французы. Теперь они приезжают с, возможно, оптимальной для наших условий программой. Это сразу две небольшие оперы за один вечер: "Актеон" Шарпантье (практически совсем не звучащего на наших сценах композитора, который для ансамбля особенно важен — само его название позаимствовано у оперы Шарпантье) уравновешен "Дидоной и Энеем" Перселла — произведением, которое для отечественной интеллигенции не один десяток лет имеет статус культового. Обе вещи представят в полусценическом исполнении, подготовленном на основе недавней сценической постановки Венсана Буссара для Бруклинской музыкальной академии. Что приятно, этот свежий проект, адаптированный для международных гастролей, именно российская публика увидит первой — в кои веки раз нашей публике, которой европейские старинно-музыкальные чудеса достаются надкушенными, если не просроченными, предоставляют право первой ночи.
Концертный зал Чайковского, 8 октября, 19.00
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
В Москве выступит французский ансамбль «Les arts florissants» Рубрика: -> -> -> ->
8 октября 2010, 19:39 |
Автор:
Сегодня Московская государственная академическая филармония представляет французский ансамбль «Цветущие искусства» («Les arts florissants»), под управлением дирижёра Уильяма Кристи. Французские гости исполнят оперы «Дидону и Энея» Перселла и «Актеон» Шарпантье в зале имени Чайковского.
Как сообщают представители Московской филармонии, концертная деятельность этого сезона проходит под эгидой Года «Россия - Франция» и благодаря этому проекту москвичи и гости столицы смогут познакомиться со многими талантливыми коллективами Франции.
В рамках Года Франции в России 22 октября Московская филармония познакомит с участниками оперного проекта «Молодёжных музыкальных ассамблей. Париж - Москва». Зрители услышат Симфонический оркестр Парижской консерватории, под управлением Ярослава Ткаленко и познакомятся с молодыми талантами Центра оперного пения Галины Вишневской, которые исполнят незавершённую оперу Шостаковича «Игроки».
Ноябрь месяц порадует приездом французских пианистов - лауреатов Международного конкурса имени Чайковского в лице одного из лучших исполнителей музыкальных произведений Мессиана Пьера-Лорана Эмара - пианиста Паскаля Девуайона и концерты пианистки Элен Гримо с Филармоническим оркестром Радио Франции.
С Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета зрители смогут встретиться 20 декабря на концерте, в котором выступят молодые музыканты: виолончелист Готье Капюссон и скрипач Рено Капюссон. Для поклонников органной музыки пройдёт цикл абонементных вечеров «Органисты парижских соборов» в Москве.
Les Arts Florissants -Charpentier
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
В концертном зале имени Чайковского в рамках Года России - Франции в исполнении знаменитого вокально-инструментального ансамбля Les arts florissants (Франция) прозвучали оперы эпохи барокко - "Актеон" Шарпантье и "Дидона и Эней" Перселла.
Les arts florissants - один из самых авторитетных и известных в Европе ансамблей старинной музыки. Основанный в 1979 году франко-американским клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи, ансамбль получил свое имя по названию оперы Марка-Антуана Шарпантье "Цветущие искусства".
Именно с его оперы "Актеон" начали музыканты свое выступление в Москве, которое только условно можно назвать концертным, - настолько виртуозной и продуманной до мельчайших деталей была не только музыкальная сторона, но и сценический рисунок. Черные графические костюмы, подвижная пластика, позволяющая певцам легко скользить по всему пространству вокруг небольшого оркестра, сконцентрированного в центре сцены, красота и пластическая одаренность контратенора Эдда Лайона (Актеон) и сопрано Кэтрин Уотсон (Диана), драматическая мощь меццо-сопрано Хилари Саммерс создавали впечатление полноценного оперного действа.
Уильям Кристи, сидевший в центре за клавесином, дирижировал, казалось, не только музыкантами, но и самими смыслами. А их было на удивление много. Так, например, во втором отделении, представившем выдающуюся оперу Перселла "Дидона и Эней", стало ясно, почему ансамбль соединил в одном выступлении именно эти два произведения. Опера Шарпантье завершается тем, что разгневанная Диана, завидев неосторожного и воспламенившегося страстью Актеона, превращает его в оленя. В опере же Перселла Вторая дама, сопровождающая Дидону, поет о чудесном ручье, в котором однажды Актеон узрел Диану, и тем самым уравнивает смертоносную страсть Энея к Дидоне с трагической участью Актеона, разор ванного собаками за свою незаконную страсть к богине.
Связи, так тонко подчеркнутые Кристи, позволили увидеть всю оперную культуру барокко как своего рода единый культурный текст, пронизанный едиными стилистическими, мифологическими и интеллектуальными токами.
Воспользовавшись знаменитой поэмой Вергилия, Перселл насытил ее пастушьим мелосом родного народа, блестящим знанием итальянских опер XVII века и немыслимой простотой и меланхолией собственного производства. Его либреттист Наум Тейт чуть обелил вергилиевского Энея, превратив его из послушного воле богов предателя, бросившего Дидону ради своих завоевательных планов в Трое, в жертву злодейских интриг трех ведьм. Словно вышедшие из фольклора или шекспировского театра, они разрушили счастье влюбленной пары. Если добавить к этому, что Дидона своего счастья ждала всю жизнь, то легко можно вообразить себе, в какое отчаянье она пришла, узнав, что Эней должен оставить ее навсегда. Как говорит Бродский в своем знаменитом стихотворении "Дидона и Эней": "И море обернулось морем слез". Уплывая с матросами в Трою, Эней видит костер, еще не зная, что в нем горит отчаянье оставленной им женщины.
Знаменитую арию Дидоны Remember me в исполнении Сони Йончевой в Москве слушали с особым благоговением. И не случайно. В русский сюжет о "Дидоне и Энее" навсегда вошла история о том, как Анна Ахматова привезла из Оксфорда Бродскому пластинку с исполнением этой оперы, и пронзительную арию Remember me он слушал в день ее смерти - 5 марта 1966 года. В Москве же она (да и вся остальная музыка барокко) звучала так, что публика Зала им. Чайковского устроила исполнителям небывалую 15-минутную овацию.
Будьте вежливы с людьми во время вашего восхождения по лестнице - вы можете снова встретиться с ними, когда будете спускаться.
После Шарпантье было ощущение, что все-таки существует заслуженно забытая музыка! Или, как говаривал наш музлитератор в Гнесинке: "Помните, что история музыки - это не история шедевров".
В "Дидоне" все встало на свои места, а главное, появился драйв, которого совершенно не было в первом отделении (во всяком случае, у вокалистов). А вообще, оркестр и хор прекрасны, и маэстро хорош невообразимо, что и должно было быть, судя по записям. Если Жарусски ожидания, может быть, даже превзошел, то "Цветущие искусства", скажем так, - вполне оправдали.
Это, оговорюсь, впечатления от московского выступления. А питерский концерт почему-то обсуждается в теме о Мариинке
Приставы незаконно списали все деньги с карты или наложили арест на имущество: как быстро снять ограничения?
Вопрос читателя: «Уважаемая редакция! Я нахожусь в шоковом состоянии и не знаю, куда...
Статья 228 часть 2: как получить условный срок и избежать тюрьмы
Вопрос в редакцию
«Здравствуйте. Пишу в отчаянии, надеясь на честный ответ. Моего брата задержали с наркотиками, вменили часть 2...
Социальные закладки