Решил создать отдельную ветку, а то этот вопрос поднят уже в двух других, явно с этим не связанных.
Вопрос, собственно, в глушении басовой струны демпфером на старых (старинных) инструментах. ALEXY как-то упомянул, что все они недоглушивают, а так же указал на натяжение струн. Но ко мне анализ вернулся не сразу. Как-то я слушал исполнение пианиста на старом кабинетном КО, где басы явно недоглушивают. Был момент в его исполнении, когда на фортиссимо одна из басовых струн "завелась", т.е. был такой металлический звон от чрезмерного колебания этой струны и ее задевания обо что-то. Вот я и подумал, что вопрос глушения нужно (или можно, и можно ли?) решать не только точной подгонкой, установкой и утюжкой пушеля, но и увеличением толщины струны (керна или навивки?). Потому что при такой амплитуде раскачивания струны демпферу справиться со своей задачей сложно. Что скажете, господа?
Вопросы хорошие, только пушель скорее распушивают , а вот клинки подпрессовывают и то с цель изменения формы.Металл при биении демпферной проволки - ТОЛЬКО от неверной креповки и разбитого гнезда в демпф. планке. Крайний вариант- инженерный просчет, расположивший слишком близко струны, но практически я всегда с этим справлялся, даже с самым забубеным Кр.Октябрём.
На Шрёдерах- копиях Стейнвея, где сдвоенные басы слишком близки в аграфе, встречал подобный дефект, когда струны соприкасались и то, тут зависит от расчета струн, их соответствующей амплитудв на фортиссимо.
Вот вопрос об относительности глушения и что принимать за образец? Недавно обратил на огромные басовые демпфера в Фацилоли.До 10-20 гг 20 века вообще считалось приличным ставить в роялях демпфера до до-диеза 3ей октавы и т.д.
Я пушелем назвал все "подушки". Не знал, что это только касается гладких струн (а разве так?). Конечно, имел в виду клинки.
Дребезг струн был явно не о демпферную проволоку. Скорее всего, это были парные струны между собой. Проверить пока сложно (выбил сегодня себе миниск). Но то, что двойные басы расположены ОЧЕНЬ близко - это факт. А как с этим справиться? Менять аграфы?
По ходу снова всплывает вопрос про недостаточную силу звука басов. Если колебания струны переходят в резонанс, разве это не показатель тонких или мягких струн? А при опускании клинки начинают прыгать (на глаз, конечно, не видно), поэтому и глушение происходит не сразу.
Понимаю, что все эти вопросы имеют далеко не однозначные решения, но интересно было бы узнать, кто как их для себя решает.
Эталон глушения? Мне это видится субъективным.
1. Играешь, а ощущение, что педаль нажата.
2. Невозможно играть острое стаккато на басах.
Я пушелем назвал все "подушки". Не знал, что это только касается гладких струн (а разве так?). Конечно, имел в виду клинки.
Дребезг струн был явно не о демпферную проволоку. Скорее всего, это были парные струны между собой. Проверить пока сложно (выбил сегодня себе миниск). Но то, что двойные басы расположены ОЧЕНЬ близко - это факт. А как с этим справиться? Менять аграфы?
По ходу снова всплывает вопрос про недостаточную силу звука басов. Если колебания струны переходят в резонанс, разве это не показатель тонких или мягких струн? А при опускании клинки начинают прыгать (на глаз, конечно, не видно), поэтому и глушение происходит не сразу.
Понимаю, что все эти вопросы имеют далеко не однозначные решения, но интересно было бы узнать, кто как их для себя решает.
Эталон глушения? Мне это видится субъективным.
1. Играешь, а ощущение, что педаль нажата.
2. Невозможно играть острое стаккато на басах.
Пардон, но пушелем всегда называл только мягкие фильцевые подушечки на тройных струнах, на басах они, правда, были в 19 веке. А клинуовый фильц - это отдельно.
Парные струны ? Можно поменять их диаметры, но в принципе у более толстых должна быть меньшая амплитуда при фортиссимо( только в таком случае будет дребезг между парными), а у более тонких - больше зазор, но, похоже, большая амплитуда из-за меньшего натяжения.
Эти вещи надо чётко определять по месту. Иначе - тома документации -так-не так..
Прыгают демпфера как раз на струнах с хорошим звуком.
Похоже, что надо поточнее подправить демпфера, проверить люфты между клавиатурой и контрклавой, педалью.
Пардон, но пушелем всегда называл только мягкие фильцевые подушечки на тройных струнах, на басах они, правда, были в 19 веке. А клиновидный фильц - это отдельно.
В каталоге магазина (Ямаха) при покупке все виды демпферов (фильц) значились как пушель. Где правда?
Парные струны ? Можно поменять их диаметры, но в принципе у более толстых должна быть меньшая амплитуда при фортиссимо( только в таком случае будет дребезг между парными), а у более тонких - больше зазор, но, похоже, большая амплитуда из-за меньшего натяжения.
Эти вещи надо чётко определять по месту.
Все так. Зазор на парных и без того маловат. Значит, на утолщение переходить смысла нет? Хорошо, тогда остаются аграфы?
Прыгают демпфера как раз на струнах с хорошим звуком.
А кто им мешает прыгать на тонких при фортиссимо? На хороших инструментах эти "подпрыгивания" должны по идее иметь более мелкую и ровную амплитуду, а как следствие - и равномерное затухание (и не обязательно медленное). Или нет?
Похоже, что надо поточнее подправить демпфера,
Это было сделано сразу, но тут же после моего ухода какой-то "враг"-панк и посшибал демпфера, играя ... цепями. И так они простояли неделю, пока я не увидел. А когда снова поставил их на место, они снова стали подгуживать. Чувствую, что нужно опять их отглаживать.
проверить люфты между клавиатурой и контрклавой, педалью.
Это все очень четко выставил на самом первом этапе.
...двойные басы расположены ОЧЕНЬ близко - это факт ... Менять аграфы?
По-немецки Puschel — кисточка. Немцы называют пушелями сами колодки демпферов вместе с фильцем, независимо от качества последнего. У нас термин "пушель" закрепился за мягким (пышным как пушок) фильцем плоских подушек, в отличие от более жесткого фильца клинками и желобком.
Если струны хора при колебаниях задевают друг за друга, проще раздвинуть штифты на штеге, то есть вытащить штифт, заглушить его отверстие и просверлить новое, подальше от соседнего штифта. Вряд ли удастся найти другой аграф с отверстиями на бОльшем расстоянии друг от друга.
Если струны хора при колебаниях задевают друг за друга, проще раздвинуть штифты на штеге...
Для старых инструментов эта процедура сомнительна. Штег на грани трещин, сверлить его рядом со штифтом... Не знаю, но мне кажется, что и разница при такой длине струны получится в результате крайне незначительная.
Люди с очень высоким индексом массы тела (ИМТ 50–60) относятся к категории морбидного ожирения, при котором традиционные методы (диеты, медикаменты, физическая активность) зачастую не дают стойких...
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
Социальные закладки