Вопрос к преподавателям вокала.
Дочке 5 лет. Желание петь - огромное. Такая же дискоординация между слухом и голосом.
Как с ней заниматься дома? Посоветуйте методику.
Найти частного преподавателя - нет гарантии, что справиться с ее проблемой.
Вид для печати
Вопрос к преподавателям вокала.
Дочке 5 лет. Желание петь - огромное. Такая же дискоординация между слухом и голосом.
Как с ней заниматься дома? Посоветуйте методику.
Найти частного преподавателя - нет гарантии, что справиться с ее проблемой.
Михаил, можно точнее? Что значит "такая же..." ? Есть еще в чём -то дискоординация? Опишите подробнее в чем заключается проблема? Тогда попробуем и заочно разобраться.
Возможно, Вам скорее может помочь преподаватель сольфеджио, а не вокала. А возможность отдать в подготовительную группу при музыкальной школе у Вас есть? Проблема координации в этом возрасте настолько распространенное в наше время явление, что это, как правило, не может быть препятствием к поступлению на подг. отделение ДМШ.
1) Ноту, спетую мной, сыгранную на ксилофоне никогда не может спеть. Только "вьезжает" и то не всегда.
2) По просьбе "спрятаться" за мой голос (пою одну ноту долго) не держит высоту, даже если попадает.
Положительные моменты
1) При пении фальцетом попадание чаще (повторяет за высоким женским голосом)
2) На ксилофоне угадывает (примерно 70 процентов) из двух нот (высокая - низкая).
Физически координирована. Ходит уже год на художественную гимнастику.
Я боюсь отбить у нее желание петь, если попадется преподаватель, который скажет, что она никуда не годится (типа, пение не для нее).
А ведь придя в муз. школу нужно ХОРОШО спеть какую-нибудь песню. (или я ошибаюсь?)
И там ведь индивидуально не занимаются всё занятие с одним ребенком.
Посоветуйте методы, доступные для использования дома.
Неужели это так уж часто встречается, чтоб ребенок практически ничего не смог спеть? Я думала, моя красавица одна такая, когда ей было 5, она все песни пела на двух нотах, одной высокой и одной низкой, а песен в её репертуаре было много :lol:.
У нас с ней ушло где-то полгода ежедневных тренировок, по часу каждый день, чтоб научиться наконец петь правильно... еще повезло, что при приеме на подготовительное прослушивания как такового не было, брали всех подряд.
Теперь-то она всех догнала :roll:
Часто, Ква, очень часто: есть на то много объективных причин... Это 20 лет назад все было несколько иначе... Только хотела написать об этом, но Вы меня опередили :beer:. Михаил, а в каком городе Вы живете? В конце августа можно подойти в ближайшую муз. школу и разузнать о набираемых группах и педагогах. Как правило, в этом возрасте в ДМШ берут любого здорового ребенка, и это самый разумный и эффективный путь, чтоб научить их петь, да и вообще развить музыкально. Общие методические приемы описать могу, но в любом случае нужен регулярный контроль опытного педагога. А в группе Ваша девочка будет не одна такая, а больше половины группы, уверяю Вас, поэтому и не сомневайтесь! Кстати, при групповых занятиях, в среде сверстников, дело пойдет лучше и интереснее для ребенка, так как все упражнения должны даваться в игровой форме. Поговорите с педагогом, поприсутствуйте на занятиях и Вам легче будет заниматься с дочкой дома, удачи!
Ква, пожалуйста, напишите ПОДРОБНО в чем заключались эти тренировки.
>Сольмина:
>"Общие методические приемы описать могу, но в любом случае
>нужен регулярный контроль опытного педагога. "
Согласен, педагог нужен и опытный. И все же какие методические приемы? В Интернете может есть какая методика, или у Вас личная, проверенная временем?
В группе пятилеток-подготовишек все остальные дети пели раз в сто лучше моей дочки... и на прослушивании в ДМШ сразу сказали, что это ужас-ужас, я даже захотела забрать её оттуда, но ребенок так радовался первым занятиям, что стало жалко... ну мы с мужем решили, раз так хочет, пусть ходит, а там посмотрим.
Потом через пару месяцев там же в школе стали ходить на специальность (фоно)... и сначала я ей из листа ватмана клавиатуру сделала, а на настоящем инструменте юная леди играла только на уроках раз в неделю. По сольфеджио она тоже как-то умудрилась без инструмента это время проучиться, но там ведь оценок не ставили и домашку сначала не задавали.
То есть в итоге мы начали в сентябре в музыкальную школу ходить, а купили настоящее пианино только к Новому Году. До этого пением, естественно, никто с ней не занимался, кроме как на сольфеджио (только на уроках), что именно они там делали, я точно не знаю, родителей подготовишек на уроки не пускали. Но прогресса в пении у нас было ноль, вообще никакого, а вот по специальности она очень быстро стала продвигаться, даже с учетом, что домашнее задание делалось по нашей смешной бумажке. :lol:
Надо было нам еще раньше пианино покупать, теперь я это понимаю, а тогда никто не подсказал. После того, как мы его купили и стали пару раз в день по полчаса заниматься, вот тут и появились, наконец, какие-то сдвиги. Мы с ней тупо сидели, я нажимала клавиши, а она пропевала как могла (и-и-и-и-и-и, а-а-а-а-а, у-у-у-у-у, о-о-о-о-о), сначала по одной, стараясь попасть, потом по две, трезвучия, гаммы, потом потихоньку диапазон расширяли, с двух высот слезли. Очень ей помогало лбом упереться в пианино, и мычать, пока не совпадет. Буквально через месяц наших занятий дочка очень гордо спела Жучку (подыгрывала себе сама) и мы записали это дело на видеокамеру. Радости не было предела :lol:
Потом, когда мы с ней более-менее освоили пение с сопровождением, тогда уже пытались без инструмента научиться, я нажимала клавишу, и отпускала, а она пыталась голосом тут же повторить, потом две подряд, три, ну и так далее, потом песенки, еще я играла гамму, а одну из ступенек пропускала, и от неё требовала пропеть какую, и куча разных других упражнений, пришлось поднапрячься и самой придумывать. Дело у нас вообще довольно быстро пошло, потому что у барышни оказалась железная терпелка.
Вот так и научились. В этом деле главное каждый день заниматься хоть по чуть-чуть и чтоб ребенок хотел научиться, и была тяга к музыке. А остальное явно чисто техническое умение, как чтение и письмо, каждый может освоить.
Ква, Вы молодец, не устаю восхищаться героической мамой! Хотя по поводу пения, упершись лбом в пианино...м-м-м, есть более естественные приемы :roll:.
Михаил, сейчас я уезжаю на несколько дней, вернусь и опишу приемы, которые я использую. Кстати, Ква затронула важный момент. А как у Вас с инструментом? Ксилофон не пригоден для обучения пению...
[quote=basti;348922]Если вы хотите, чтобы в будущем ваш ребенок профессионально пел, то ни о каких занятиях вокалом сейчас не может быть и речи. Обучайте ее на фортепиано, большее внимание уделите сольфеджио. Но петь ни в коем случае нельзя.[/quote]
basti, Вы имели в виду ведь постановку голоса? Тут я соглашусь на все 100. Последняя фраза меня несколько смутила: на уроках сольфеджио ведь поют и много :lol:, но Вы ведь не это пение имели в виду, правда?
Но то, что процесс обучения пению как чистому интонированию, координации должен быть максимально естественным, не форсированным - это бесспорно и действительно очень важно.
да, конечно! имелась ввиду именно постановка голоса. А то, что интонирование на уроках сольфеджио - важнейшая составляющая, так это только нужно, нужно и еще раз нужно - без этого в данном случае никуда. Но это же не академическое или эстрадное пение как таковое. Если ребенок в перспективе будет заниматься академическим вокалом, то лет до 16-17 об этом надо забыть. Если это мальчик, то вообще до 18-19
Спасибо, Татьяна :oops:, а какие еще есть приемы, чтоб ребенок лучше прочувствовал совпадение частот? Я что-то ничего не нашла для своей, более эффективного... а через кости отлично доходит, да и это же очень древний метод.
Насчет учить или не учить пению, мою бы просто не приняли в первый класс на фортепиано, если бы она не смогла как положено спеть на вступительных экзаменах. На фоно и гитару был довольно большой конкурс, и брали только самые сливки подготовительного общества.
Вокальные занятия всё-таки это другое, мы голос вообще не разрабатывали, стратегическая задача была одна - научиться чисто петь (ну я вижу, пока писала ответ, тут уже это обсудили) Кстати, многие из тех детей, которые с нами пришли в подготовишки, не поступили.
У маленьких детей всё легко развивается, а ребенку старше или взрослому придется в тысячу раз больше усилий приложить, чтобы научиться хорошо координироваться.
Я тоже уезжаю завтра, вот приеду и почитаю, как тут обсуждение развивалось.
Ква, большое спасибо за рассказ. Я чувствую, что у дочки интерес огромный и время уходит. Надо что-то делать. Сам я закончил муз. школу и (без ложной скромности) интонирую хорошо. А вот бабушки тоже "поют" и неточно. Неприятно, если и дочка вырастет такой. Ведь своё умение хочется детям передать. Именно не навязать, а помочь.
Сольмина,
жду ваших приемов. Идем искать пианино. А что еще подойдет из инструментов?
Ну как же, а известная байка про оглохшего Бетховена, держащего в зубах трость, разве Вы не слышали? Той же природы музицирование Ивлин Гленни, Руфи Монтгомери и танцующих-поющих глухих детей. Даже если внутреннее ухо повреждено и не может передавать колебания, то при сохранившихся нервах можно частично услышать звуки через костные ткани (мягкие ткани плохо вибрации передают)... но для этого нужен плотный контакт между источником и, так сказать, приемником.
Взрослые с физиологически нормальным слухом уже привыкли только ушами слышать, они консервативны и им непросто перестроиться, а маленького ребенка легко можно научить одновременно и "телом" и ушами слушать. И ему подстроить голос под колебания костей гораздо легче, ведь они уже колеблются с нужной частотой, не надо самому ничего генерировать, стадия анализа отсутствует.
А если звук поступает только через ухо, то он, во-первых, может быть не совсем точно мозгом проанализирован, а во-вторых, сигнал мышцам может быть выдан некорректный и в результате много ошибок, занятия не такие эффективные и продвижение медленнее.
Еще можно головой не инструмента касаться, а головы одновременно поющего педагога, тоже неплохо :lol:
Я пою просто отвратительно, поэтому мне было очень непросто ребенком руководить, надо же еще за собой следить, чтоб ей звуковысотную лажу не навязать. Если Вы можете всё показать личным примером, должно быть легче и интереснее, наверняка.
Из инструментов нам хорошо настроенного пианино было вполне достаточно. В этом деле главное каждый день усердно заниматься, не пропускать, только тогда будет результат. Я ради интереса посчитала, мы с ней около 300 часов прозанимались всем этим, пока она научилась более-менее пристойно петь без сопровождения. Успехов вам!
Сольмина, а что это за причины? Я, видите ли, готовлюсь стать тётей :angel: Будущая мама музыкой никогда не занималась, но хочет, чтобы у ребенка была такая возможность, причем надежда в этой области в основном на меня, потому что больше "музыкально озабоченных" среди родственников нет :-? Я же - пою в хоре, играю на флейтах, имею представление о фортепиано, слушаю много, но нормального музыкального образования у меня нет. Все-таки, как я понимаю, и моими скромными силами можно помочь ребенку не оказаться к 7 годам "гудошником". Вот и размышляю. О причинах детской "немузыкальности" в том числе.
Возможно, просто не разработано дыхание.
Если дело все же в слухе - тяните с ней ноту, показывая рукой горизонтально. При подъеме мелодии - показывайте подъем (поступенно или скачком), при спуске - соответственно тоже вместе с пением.
Естественно - в унисон песть легче, чем в октаву, наверное поэтому большинство педагогов-теоретиков для малышей - женщины! :-)Цитата:
Положительные моменты
1) При пении фальцетом попадание чаще (повторяет за высоким женским голосом)
Пойте фальцетом, ничего не поделаешь. Пока так ;)
Самый лучший вариант для начала - даже не фортепиано, а синтезатор, на котором звуки тянутся долго - это дает время подстроить голос. Ксилофон совсем не годится, там еще бывают фальшивые призвуки :-(Цитата:
2) На ксилофоне угадывает (примерно 70 процентов) из двух нот (высокая - низкая).
Ну вот, я вернулась и постараюсь сейчас описать испытанные общие приемы, как обещала…
Сразу уточню: для маленького ребенка нужно постараться максимально превратить занятия в игру: так будет намного эффективнее. Психологический комфорт в таком процессе обеспечен, а он, как Вы понимаете, необходим для заинтересованного и успешного продвижения. По поводу инструмента: мне кажется, что фортепиано наиболее удобно (все-таки звучание "живого" инструмента, а звук и педалью можно продлить по необходимости). Но, согласна с Инной, качественный синтезатор тоже возможен или миди-клавиатура, подключенная к компьютеру с профессиональной музыкальной программой и хорошей библиотекой звуков. Качественные колонки тут, понятно, необходимы… Да, Михаил, я тоже считаю, что в Вашем случае придется петь фальцетом, только старайтесь, чтоб звучало не напряженно (ребенок будет копировать практически все, вплоть до выражения лица). Постоянно нужно заботиться об естественно-удобной позе ребенка во время пения, осанке. Следить, чтоб не было напряжения и зажатости губ: никаких «специальных» положений и артикуляции, все максимально естественно. Сразу следите за естественным дыханием (разбивайте мелодии заранее на короткие фразы, чтоб не попадало на середину слова и т.п.) И, понятно, всячески избегайте форсированного, громкого звука.
1. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться. Вот примерный «сценарий»: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».
В дальнейшем, это упражнение я применяю всякий раз, как только слышу неточную интонацию. А в группе оно мне помогает добиться воспроизведения точного унисона.
2. Выбор диапазона. Для начала важно найти наиболее удобный диапазон: пусть это будет даже один-два звука, которые ребенок в состоянии точно повторять. Не нужно стремиться сразу же этот диапазон расширять, важнее последовательно добиться того, чтоб именно в этом небольшом диапазоне ребенок почувствовал себя абсолютно уверенным, чисто спев, как минимум, десяток песенок. «Репертуар» может быть довольно разнообразным, если взять за основу фольклорный материал (песенки на одном-двух звуках) и подключить большое кол-во интересных ребенку стихотворных текстов.
3. Выбор репертуара и дальнейшее расширение диапазона. Сразу уточню: на начальном этапе обучения пению детский фольклорный песенный материал я считаю идеальным: максимально естественные интонации, сложившиеся веками. Возможность импровизировать, используя отработанные интонации, подключая разнообразные тексты. Запаситесь доступными Вам сборниками сольфеджио для начинающих.
4. Пение с движением руки. (Inna вкратце уже упомянула о нем). Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается», столько, сколько нужно ритмически. Только следите, чтоб ладошка, опущенная вниз, двигалась свободно, рука не была зажата. Используйте для начальной отработки этого приема песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах.
5. Пение с подключением зрительного ряда. Или пение «по лесенке». Одни педагоги используют традиционную «столбицу», другие - «лесенку» ступеней. Суть одна – подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков, соответственно развития координации и, в дальнейшем, осознания соподчинения звуков в ладу. Для самого начального этапа цифровое обозначение ступеней лучше не использовать. Так как в фольклорном материале «тоника» как таковая может отсутствовать, и могут меняться звуковые «опоры». Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно: знакомую песенку поете и показываете Вы, поет и показывает ребенок. Вы только показываете, а ребенок поет «про себя» и угадывает (и наоборот!). Можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.
Для пятилетнего ребенка это может быть достаточным, а вот далее идут в ход типичные интонационные обороты в тональности с называнием звуков: вводные тоны, опевания, разрешения неустойчивых звуков в устойчивые, движение по звукам тонического трезвучия и т. д. Но это, повторяю, уже позже, если сами почувствуете, что можете квалифицированно усложнить процесс…
6. Пение «про себя». Обязательно включите этот прием в процесс обучения, превратив в игру, напомнив ребенку бессмертную сказку: "Открывает Щука рот, а не слышно, что поёт..." Для начала, чтоб ребенок понял суть: хорошо знакомую песенку Вы беззвучно «поете», а ребенок угадывает ее по Вашей артикуляции. А затем, любую детскую песенку, которую она слушает в хорошей записи, просите ее петь БЕЗЗВУЧНО одновременно с исполнителем, так же артикулируя слова… Связки будут «безопасно» регулярно тренироваться, а именно это нам и нужно.
Так я поступаю на уроке, чтобы эффективно включить в певческий процесс плохо интонирующих детей в группе: естественно, убедив всех детей, что поручаю таким «рыбкам» «особо трудную роль»… :roll:
Далее, поиграйте в такую игру: "включаем и выключаем звук в телевизоре...". Например, ребенок поёт знакомую песенку, а Вы то "включаете" звук, то "выключаете", показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует у малышей так называемый "внутренний слух". Этот игровой прием примените после того, как чистая интонация на двух-трёхзвучных песенках будет достигнута.
Да, и конечно, создавайте ежедневно, но ненадолго вокруг ребенка нужный музыкальный фон. Совсем не обязательно усаживать его для этого и заставлять слушать музыку: так, негромко, ненавязчиво, во время его игры, под «сказку на ночь»…
Уф-ф! :lol:. Ну вот, пока, в основном, всё, что касается работы с интонацией… Понятно, даже не касаюсь приемов по развитию слуха, чувства ритма, подбору мелодий, так как все это уже выходит за рамки конкретной темы, хотя и входит в процесс обучения малышей.
Удачи, терпения и… побольше на занятиях чувства юмора, чтоб ненароком ребенка не «закомплексовать»! :lol: Да, и если что-либо нужно уточнить, спрашивайте! Да и другие педагоги, надеюсь, подключатся: дополнят, поспорят, подправят! Всё на пользу…
Огромное спасибо, Сольмина.
Рукой непроизвольно я уже начал показывать (нота тянется, высоты).
И на одной ноте пока сидим. Дочка радуется, когда у нее получается.
А вот приемы развития слуха тоже важная вещь. Напишите, пожалуйста.
Все правильно. Если позволите - дополню историей из своего опыта.
Я - организатор частной музыкальной студии, занимаюсь с детьми старше 2-х лет по программе "Софт Моцарт". Я арендую кабинет в доме культуры, там много других детских студий/секций/кружков, но музыка только у меня, занятия слышно, поэтому регулярно в дверь заглядывают дети, иногда и с родителями.
В апреле прошлого 2006 года в кабинет заглянула девочка, следом за ней мама. Девочка звонко сообщила, что ее зовут Марина, ей пять лет и она будет играть. Повезло, у меня как раз заканчивался урок и следом было "окно". Я попросила их тихонько посидеть до конца урока, закончила занятие и позвала Марину играть. К концу урока я поверила, что мне в руки попал гениальный ребенок. У девочки оказались великолепно координированные кисти рук, любое движение она повторяла моментально, за эти 45 минут она успела мягкими свободными руками сыграть 1 ганона двумя руками, двумя же руками сыграть пару пьесок (у нас на первом этапе используются картинки, так как главное - руки ребенка, их координация и "постановка", а линейки он будет считать чуть позже, когда с руками разберемся), сыграла хроматическую гамму, одну из двух пьесок сыграла наизусть... В общем, я была в полном восторге. До пропевания мы просто не дошли.
Мама весь урок просидела молча, улыбаясь и кивая, когда я на нее оглядывалась. После урока я обратилась к маме "какая Ваша дочка умница, мне она очень понравилась, я буду рада, если вы решите заниматься..." и пятилетняя Марина влезла между мной и мамой и... начала переводить мои слова на язык глухонемых. У меня был шок. Мама и папа глухонемые, ребенок общается с ними только жестами.
Дома у них тишина, не звучит музыка, не включается даже телевизор. У Марины не было слухового опыта никакого.
Марина и сейчас моя ученица. Первые полгода я впадала в отчаянье. На одном уроке выучили НАИЗУСТЬ упрощенную волынку Баха (в С), сыграли ее раз десять, на следующем я сажусь ей сыграть, чтобы она послушала как оно должно звучать, а Марина меня спрашивает "Я это точно играла?". Не слышала вверх или вниз идет нота, не интонировала вообще (даже не въезжала в высоту звука). Песни узнавала только по словам :cry:
Прошло чуть больше года. Марина более-менее чисто интонирует в пределах до-соль первой октавы, ушками первую октаву слышит четко, может нажать услышанную "вслепую" клавишу в пределах от до первой октавы до ре второй включительно, остальное уже хуже.
Так что слух развивается даже в таких форсмажорных случаях
:solution:Единственное, я стою на той позиции, что мозгу чтобы "зацепиться" за высоту звука нужно этот звук назвать-обозначить. Поэтому все пропевания на уроке были только сольфеджио, с правильным называнием нот. Когда за одной и той же высотой закрепляется разное "имя"-название (разный слог в песнях) задача усложняется.:solution:
А Марина на последнем уроке сказала мне, что вырастет и станет учительницей музыки. Лапушка с хвостиками :angel:
Уважаемый Михаил! По роду деятельности я всю жизнь занималась вопросами развития слуха (просто у меня скрипачата), и может мои советы Вам немного помогут.
1). Попробуйте поиграть в такую игру: поверните её спиной к клавиатуре ф-но, дайте послушать ноту 1-2 октавы. Затем ребёнок методом тыка ищет "куда спряталась нотка"? А сами смотрите- с какого раза она найдёт ноту. Через 2-3 недели нотка должна найтись буквально сразу.
2).Советую петь ноты не "голяком" - дайте ей аккорд и пусть она споёт или подтянет ноту, которая подходит.
3).Пусть Ваша дочка попоёт песенки из одной ноты. В скрипичном репертуаре их уйма.А Вы аккомпанируйте. Когда идёт смена гармонии, интереснее петь и легче.
Буду рада если немножко помогла Вам.:-)
Верно подмечено! Запоминание и воспроизведение мелодий наизусть с названием нот дает весьма ощутимый эффект. В принципе, именно этим я и руководствовалась, подключив к своим учебникам сольфеджио диск для домашней работы, дающий возможность малышам грамотно и без особого напряжения заучивать сольфеджированные песенки. НО для малышей важно также петь те же песенки с текстом, чтобы не превращать музыкальные занятия в чистую тренировку, поэтому со словами "только сольфеджио" не могу согласиться :lol:.
Михаил, для развития слуха Вашей малышки на данном этапе нет ничего лучше и интереснее подбора тех же песенок от разных клавиш (и белых, и черных).
Здесь, правда, хотелось бы предостеречь: поскольку постановка рук – дело исключительно профессионального педагога, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с руками, играть малыш в этом возрасте может СТОЯ у инструмента, указательным пальцем нажимая клавиши, БЕЗ напряжения руки, избегая громкого звука. Это проверенный достаточно безопасный способ.
Вы правы, Михаил, с частными преподавателями, да и вообще с преподавателями, нужно быть очень осторожными, пока разберёшься, что они там дают Вашему ребёнку... Лично я работаю по методу В.В.Емельянова. Правда, со взрослыми, но детский комплекс упражнений даётся по женскому типу. Это довольно популярный метод среди солистов и хормейстеров, но я не уверена, что можно найти в интернете описание, тем более в таком деле, как вокал, всегда нужен личный контакт и показ. Со своей дочерью (ей 6) я пока вплотную не начала практиковать, так, пробовали пару раз, но честно говоря, не помню, чтобы дети в возрасте 5 лет обязаны были бы интонировать чисто. Где Вы живёте?
Я сама в свое время столкнулась с такой проблемой. Когда поступала в музыкальную школу по классу скрипки, не могла спеть чисто песенку, но при этом я слышала, что я пою нечисто. Меня взяли только потому, что был недобор, и первые полгода на мне было клеймо, что нет слуха. Почему слух детей определяют таким "коварным" способом, мне до сих пор непонятно. Пару раз мне ставили 2-ку за абсолютно правильный написанный диктант по сольфеджио, считая, что я его списала (ведь при поступлении уже определили, что слуха нет). Потом разобрались, слава Богу. Я с отличием закончила школу, с отличием училище, училась бы и в консерватории, куда я поступила, но пришлось уйти в другое, "более практичное", учебное заведение в связи с материальными затруднениями в семье. Да, а что касается голоса и пения, то впоследствии я нормально интонировала на сольфеджио, когда я себя сознательно контролировала. А самопроизвольно, к сожалению, до сих пор не могу спеть чисто - при этом проблем с интонированием на скрипке нет :). И часто самой становится смешно, что не владею собственным голосом. Будучи постарше, я пыталась заниматься вокалом для развития, но фониатр сказал, что у меня ассиметрия гортани и еще чего-то там, что запрещен не только вокал, но любая деятельность, связанная с речью, так что с вокалом, естественно, завязала.
К сожалению, я слышала многих вокалистов, которые закончили консерваторию и не могли петь чисто. Возможно, все-таки дело в индивидуальном строении голосового аппарата. Я не знаю, поддается ли это исправлению.
Всё-таки справедливости ради - когда моя дочка публично продемонстрировала полную неспособность петь чисто, только комиссия упала. А педагоги по сольфеджио и фоно выдержали это испытание с честью, даже не сморщились ни разу :lol:.
В ДМШ вполне естественно, что хотят набрать детей максимально "готовыми" и гарантировано пригодными для обучения, ну хотя бы чтоб хор не портили, поэтому такие требования. Кто будет доучивать некоординирующихся, пусть даже с хорошим слухом? Родители вряд ли, а индивидуальные занятия по этому делу не предусмотрены.
У меня была аналогичная история,только наоборот.Поступил в музшколу по классу скрипки-потому что был недобор;сам то я хотел учиться по ф-но.Слух как раз был нормальный,пел сравнительно чисто(сейчас я так не могу),но на первом экзамене после полугода сыграл фальшиво-все на треть тона выше.Мой педагог был просто в отчаянии,уже шла речь об исключении из-за профнепригодности.
В конце-концов дали шанс еще на год,и через него я пожизненно стал музыкантом-10 лет работал в симфоническом оркестре,часть времени даже концертмейстером.
Возможно,что здесь проблемой была степень инструментальной пригодности,потому что волнение сковывало руки-со всеми последствиями; и так было с самого начала.По сравнению с этим на ф-но таких проблем никогда не было. Я в качестве пианиста с удовольствием выступал перед другими;что доказывает -детский инстинкт был правилен,и возобладал над педагогической оценкой.
Фактически в моем оффтопе я влез в другую тему:"Насколько надо считаться с желанием ребенка играть на конкретном инструменте".Может кому то захочется отдельно продискутировать эту тему.
.Лично у меня на этот счет есть теория,не проверенная экспериментально на детях: предпочтение того или иного инструмента ребенком появляется обычно после того,как он услышал его звук и увидел ,как на нем играют.Детская впечатлительность выражается различными путями-и внешними, и внутренними; в частности через идеомоторику,нечто вроде инстиктивной внутренней солидаризации .Можно это сформулировать как идеомоторный резонанс,основанный на том,что определенные движения и работа определенных мускулов более естественны для данного ребенка; и только он может это почувствовать.В общем слуховая и идеомоторная реакция на звук инструмента ,и на игровой процесс.
Ясно ,что у различных детей и эти ощущения должны различаться.
Еще способы кроме вышеперечисленных:
1.Попросить тянуть подольше звук, какой удобнее, на слог, например, "ля". Найти этот звук на инструменте. Сказать: "О, ты сейчас поешь на ноте, например, си бемоль". Для ребенка это интересно. Может быть она у Вас часто будет спрашивать: А сейчас на какой ноте я пою?". (Можно и дневник завести с записями: 8 августа, 10 утра. Нота до диез.) Дальше, Вы: "А сейчас попрыгай немного. Теперь опять спой эту си бемоль". Играете на инструменте. Ребенок не спел. Ничего страшного, а что за нота СЕЙЧАС получилась?" Опять ищете ноту. (Для чего прыгать? Для разрядки - ей же 5 лет. Кроме прыжков: пробеги круг по комнате; подойди, пожми руку кукле и т.п.)
Когда Вы нашли ноту ребенка, очень важно,чтобы она почувствовала как "совпадает" ее голос с нотой. Можно задать вопрос: "а сейчас совпадает?"
2.Вы настраиваете гитару (балалайку, ситар и т.п.) под определенную ноту, под свой голос, под ее голос. Ребенка, как правило забавляет глиссандо, которое получается, когда Вы крутите колок. "Видишь, как я настраиваю, теперь ты свой голос настрой". Можно показать глиссандо голосом.
3.Много петь. Особенно хорошо всей семьей.
Инструмент нужен такой, чтобы звук мог тянуться долго - дествительно, синтезатор или баян, аккордеон, скрипка, духовой какой-нибудь, кларнет, гобой, флейта. Конечно, не подойдет фагот или туба. Очень хорошо блокфлейта. И в этом случае девочка сама может подудеть. Иногда интонация выправляется в процессе инструментальных занятий. А ксилофон, согласен с предыдущими, хуже всего подходит для развития интонации. Если же Вам доступен только ксилофон, тогда играть ноту на тремоло мягкими палочками.
Основа пения-это дыхание.И лучше дыхательной гимнастики Стрельниковой-Вам не найти!!Продается книга-а к ней видеокурс-все упражнения записаны ЕДИНСТВЕННЫМ учеником Стрельниковой-Щетининым.Очень советую приобрести.Сама давно и с успехом пользуюсь в работе с детьми от 5лет.Удачи!:-)
Спасибо, Сольмина, за детальную подборку приемов. У меня есть ученик с похожими проблемами, но только уже 3-й класс, ходит в группу и дополнительно индивидуально. Тоже плохая координация слуха и голоса. Но тут мне кажется больше причина психологическая, так как приемы описанные здесь прохожу с ним (пение по столбице, с рукой, пение про себя).
Если не индивидуальном уроке еще что-то получается, то когда приходит в группу - все из рук вон плохо: горло зажато, звук не тянет, почти говорит, по нотам не попадает, в ритме путается. Дети над ним смеются, что естественно не способствует рвению петь.
На индивидуальном уроке голос не так зажат, но все равно видно, что ему петь тяжело. Интонация неряшливая, поет приблизительно, не контролирует себя, приходится его останавливать, чтобы нашел правильный звук. Когда останавливаю - находит. Но ощутимого прогресса никакого.
Подскажите, пожалуйста, в чем могут мои быть ошибки и как его раскомплексовать, как "разжать" голос?
Абсолютно не согласен с таким подходом!!!! Совсем недавно я преподавал частные уроки ф-но 12-летней девочке, у которой серьёзные проблемы с муз. слухом... Она почти всё играла механически, часто незамечая неправильных нот... Я просил её спеть ту или иную фразу, но она ни разу не смогла этого сделать по простой причине отсутствия той самой координации слуха и голоса, которая важна в игре на ЛЮБОМ инструменте!
Михаил, насколько вы сами знакомы с вокальными методиками?...
Здесь нужен преп-ль вокала, который оч. хорошо знаком с регистровой природой детского/женского голоса....
В своё время методика В. Емельянова навела порядок в моих познаниях певческого голоса.... А в прошлую пятницу одна из моих 10-классниц, которую можно было назвать "гудошницей", безо всяких проблем спела партию 1-го альта в одной из частей кантаты Carmina Burana!!!!! Я её заставил петь только "головным" регистром и... это было как что-то нереальное... её голос вдруг зазвучал как взрослое меццо-сопрано, и он начала петь интонационно чисто!!!!! Поскольку это был тест на знание партий, её пение, как и всех остальных учеников, я записал на цифровой recorder (не знаю как это слово перевести на русский яз. "магнитофон"?), похвалил, поставил 30 points (100%) за тест и послал ей по e-mail её же пение как напоминание ей, каким голосом она должна теперь петь и предупредил её о том, что она сейчас в течение 2-3 недель должна воздержаться от пения поп/рок песен, т.е. от пения грудным голосом, где собственно и была проблема координации слуха и голоса...
Михаил, скорее всего ваша дочь будет нормально петь, если мелодии песен будут всё время выше регистрового порога (ми-фа 1-й октавы)... Что касается учителей сольфеджио, то оч. часто они сами плохо поют и мало сведущи в певческих регистрах....
Удачи!...