«Свобода определяется способностью «самопроизвольно начинать состояние»...»
«Чувство возвышенного испытывается, когда мы сталкиваемся с чем-то бесформенным или деформированным...» (цитирует Канта)
«Могут ли цвет или звук быть названы прекрасными сами по себе? Возможно и могут, если вместо материального схватывания их качественного воздействия на наши чувства, мы были бы способны с помощью нашего воображения отражать колебания, из которых они составлены. Но и цвет, и звук слишком материальны, слишком встроены в наши чувства, чтобы так отражаться в нашем воображении: они скорее вспомогательные механизмы, а не элементы прекрасного (выделено мной). Важны замысел, композиция, которые прежде всего являются манифестациями формальной рефлексии» (цитирует Канта)
«Так что же такое на самом деле чувство? Это процедура сжатия триллионов колебаний на воспринимающей поверхности. Отсюда возникает качество, являющееся ни чем иным как сжатым количеством».
***
«Мы слишком привыкли мыслить в терминах «настоящего». Мы верим, что настоящее является прошлым только тогда, когда оно замещается другим настоящим».
«Во всяком случае, бергсонианский переворот ясен: мы идем не от настоящего к прошлому, не от восприятия к воспоминанию, а от прошлого к настоящему, от воспоминания к восприятию».
«Длительность – только самая сжатая степень материи, материя – ослабленная степень длительности».
«...Длительность – это реальная последовательность, но лишь потому, что, еще глубже, она – виртуальное сосуществование: сосуществование друг с другом всех уровней, всех напряжений, всех степеней сжатия и расширения».
Цитаты из разных работ Ж.Делёза
***
В правильном понимании феномена чувства лежит путь к восприятию сложности в современной музыке.
Социальные закладки