Со временем понимаешь, что произведенное нашими предшественниками настолько огромно, величественно, что собственных слабых сил не хватает, чтобы достойно описать произошедшее.
Так, в теме фабрики Мюльбаха, сольную партию должен проводить М.В.Сергеев, что и происходит в его трудах, а здесь , на форуме , может, попробуем соединить то , что знаем о ней?
Очень не хватает сведений , кем был Ф. Мюльбах ? Кто работал в руководстве фабрики, какие основные периоды развития имела фабрика ? Как она выросла и выдержала конкуренцию ?
Сначала опубликую фото фабрики, во время нашего путешествия , с М.В.Сергеевым, которую Сергеев организовал :
"Топонимические указания, я напишу позже или Максим Сергеев, хорошо бы чтобы дописал, благо его комментарии были бы бесценны.
Это здание фабрики Мюльбаха. Проходя снимая ее, я не проникся всей величественностью факта моей встречи с грандиозным производителем ( по нынешним меркам), крепким середняком(до 17 года) , чьи рояли и пианино неоднократно восстанавливал. Один из роялей Мюльбах, примерно 1880 годов , мною восстановленный, верой и правдой служит в звукозаписывающей студии, правда более в джаз- роковых жанрах, у Дмитрия Чувелева.Также видел самый невероятный по экспериментальности рояль от Мюльбаха
с декой толщиной мм 15, без рипок!, кажется принадлежавшего К.С. Станиславскому. Еще Мюльбах строил механики, Беккеру и Шрёдеру , вот так ! Спасибо М.В. Сергееву! А механики, кроме работ по акустике - это высший пилотаж в производстве фортепиано."
Еще имею тему :
В Москве можно записываться на этом Мюльбахе, мы собираемся модернизировать механику, чтобы иметь разные варианты звука.
Отдельное впечатление, которое складывалось десятилетиями, с 80-х гг, когда впервые настраивал Мюльбахи, до нынешнего времени, когда достаточно углубленно их восстанавливал.
Плохих или даже близко к посредственным, фортепиано Мюльбаха не встречал.
То , как они работали со звуком, достойно изучать всем нам , как схему безукоризненного конструирования фортепиано и дальнейшего воплощения идей. И если первое как-то соблюдалось на фабриках советского периода, второе, практическое, никогда не дотягивало до мюльбаховских стандартов.
Загадка механик, которые, по словам М.В.Сергеева, производили на фабрике и на которых НИГДЕ ! я не видел клейма, а это все механики оригинальные, скорее всего изобретенные или творчески переработанные, и исполненные на высочайшем уровне, никак не хуже европейских. Пожалуй, только Сергеев и может ответить на вопрос, а производились ли механики на Мюльбахе для других фабрик ? и были ли в России еще производители механик ( знаю только Клебаха, с Елисаветграда).
Ведь производство механик для фортепиано это на уровне производства моторов для нынешних автомобилей по значимости .
По рояльной мушечной механике Мюльбаха, которых было не менее 3-4 вариантов только в последние десятилетия до закрытия, можно писать трактаты.
Поскольку она обладала легкостью, репетиционностью, стоящей особняком в российском фортепианном производстве.
Где-то на рубеже веков , скорее в 90-е гг , весьма поздно, произошел отказ от скользящих шпилеров.
А механики в пианино поражают разнообразием и феерической способностью выдавать необычные варианты.
Словом, Мюльбахи были лидерами в Российской империи по оригинальности , скорости перемен в производстве, при стабильно высочайшем качестве.
Причем, по механикам, явно на первом месте, а по акустическим пробам, в одном ряду с гигантами, как Беккер, Шрёдер, Ратке.
М.В.Сергеев ли ( или уже народное предание ?) говорили, что на Мюльбахе были выпущены 4 концертных рояля, необыкновенного качества.
И никто не знает, где они, какова их судьба.
Далее, разовью тему на примере последней моей работы, с пианино Мюльбах с 4-тысячным номером.
На нем явно видно, что корпус был сконструирован под обердемпферную механику.
Но врезали, явно на фабрике нижний демпфер.
Причем механика потрясающая, оригинальная, сложная. Скорее всего, это 90-егг или рубеж 80-90-х.
Футор - такого нигде не видел, с Х-образной левой частью у футора.
Дека, в традиционном мюльбаховском стиле, с невысокими рипками, была БЕЗ ТРЕЩИН !
Позже, маленькие наметились.
История пианино - он стоял в деревенском доме, без отопления и его левая стенка бувально рассывалаь и отмокла, ее пришлось клеить из многих осколков, как и низ футора с роликом и ногу снизу, к стенке. А правая сторона сохранилась ! Лишь укрепил ногу.
Далее, моль поела все в клавиатуре, вплоть до некоторых кожаныхъ капсюлей в клавишах, сильно молотки, НО ВСЕ РАБОТАЕТ!
А самое удивительное - вирьбельбанк, без единой трещины, все струны - оригинальные, колки , конические, с конусом в 0.03-0.05 мм и длиной 52 мм, недобитые ! держат строй !
Здесь маленькое отклонение. Только работал с коническими колками в тафель-клавире Бродвуд 1803 года и там, старые оригинальные конические колки держат строй !
Нечто подобное видно и тут, при подбивке колки сразу туже проворачиваются. Конечно, разница в нагрузке от струн, от прим. 500 кг на тафеле до
тонн 12-15 тонн на Мюльбахе, следует учитывать
И увы, скорее по технологическим соображениям плюс усиление общего натяжения струн, отказались от принципа конических колков, почти вечных , как нам доказывали подобные колки от нижнего строя у Беккера.
И представьте себе , что это за пианино, простоявшее десятилетия в избе и не рассыпавшееся и которое после 3-ей настройки в 435 герц ( а это максимальный строй для того времени ) вполне себе играет ?
Да, поменяем флейки, шайбы, струны, коих с десяток- другой гладких нарвали, но ведь даже колки не меняли ! Только один и тот отлично держит, как новый. Пришлось менять с десятка три косточек, много переклеивать заново или подклеивать.
Посмотрите на установку каподастров- вот это школа , с точнейшей подгонкой , с едва заметными переломами.
Механика со спаренным капсюлем на молоток и демпфер, как в Стейнвеях того времени, но качеством значителшьно выше ! все достаточно точно бьет , а демпфера еще и кроют струны .
И добавлю, что Мюльбах первый в России, очевидно, стал выпускать серийно рояли миньон и с прекрасным звуком . О чем нам рассказывал и еще расскажет М.В.Сергеев, я надеюсь.
И не встречал ни одного фортепиано производства фабрики Мюльбаха даже со среднего качества звуком. Везде- превосходный и в пианино и в роялях !
И должен поблагодарить увлеченного , неординарного человека, Владимира, который своей любовью к русской старине и непосредственно к Мюльбахам, дал новый толчок этой теме.
Несколько дополнений. Ввиду того, что не рылся в интернете, вопрос о написании названия остается . Видимо, Muhlbach пишется U умлаут ,или Muehlbach.
видимо, фабрика могла быть закрыта или разгромлена после начала 1 мировой войны.
Судя по этой рекламке 1907 года, в наличии были и большие рояли, судя по цене, ее разнице в 2 раза, это могли быть концертные рояли.
Видел огромное пианино, одно из самых больших- за 160 см высотой , производства Мюльбаха.
И я теперь понимаю, что то качество работы, которое было на фабрике Мюльбаха, не могли повторить ни в одной фортепианной фабрике СССР, но даже и сейчас, в огромном производственном котле Китая и Кореи.
Так что берегите пианино и рояли фабрики Мюльбах, они этого достойны, как и огромные куски истории музыкальной России, незаслуженно забытые .
Последний раз редактировалось ALEXY; 22.05.2015 в 19:49.
Алексей, а на шпрейце пианино сзади бумаж. наклейка с именем мастера. Кто ?
Действительно оригинальнейший экземпляр.
Увы, размытые цифры там. Интересно, что футор ещё в традиции безрамного ф- но, рипки в вырезанных направляющих шпрейцев. Ещё он подсыхает, образуются новые отслоения.
Замечательно, вы конечно же в курсе, что при высыхании может кое-какие детали, скажем нижнюю или верхнюю рамы , может так завернуть ( скоробить), что потом и не выправить.
Замечательно, вы конечно же в курсе, что при высыхании может кое-какие детали, скажем нижнюю или верхнюю рамы , может так завернуть ( скоробить), что потом и не выправить.
Да, кстати. В теме про звук Мюльбаха играет рояль, который стоял сначала под пленкой и навесом на стоянке рядом с машиной год, потом мы его сушили год, потом я его ремонтировал, потом он еще досыхал года два, но уже стоял в студии звукозаписи и великолепный композитор, играл в группах "Зодчий", "Дежа вю" и проч.
предыдущее видео сделано быстренько Сашкой из вот этого, когда он разыгрывался к записи, вспоминал текст, а мы готовились к видеозаписи. Если в первом видео - студийная запись + импровизы Рушана Аюпова , то тут - запись с камеры.
Последний раз редактировалось ALEXY; 25.05.2015 в 11:41.
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Дренажные системы и крепёж для кондиционеров: помпы, шланги, кронштейны и виброопоры
Приветствую! Меня зовут Владимир, работаю в компании СиАйс, специализируюсь на системах кондиционирования,...
Оформили кредитку, а спустя несколько дней заметили списание за страховку? Такое происходит часто: банки нередко подключают страховые услуги по умолчанию или «рекомендуют» их при выдаче карты....
Социальные закладки