Есть ли на форуме гусляры?
В каких учебных заведениях учать играть на гуслях?
Существует ли методика преподавания? Кто ее разрабатывал?
Есть ли для гуслей специальная музыка, а не переложения?
Давно ли существует гусельная школа в нашей стране? А не в нашей есть?
А Вас какой вид гусель интересует? Если любая разновидность, то вот например в Финляндии почти в каждом муз. уч. заведении учат играть на кантеле. Чем Вам не гусли? А музыки сколько для него пишут - не перечесть. Даже в рок-группах используют, не говоря о фолке. И кстати, у нас в регионах финно-угорской группы народов различные виды гусель так же в ходу. Например, в Петрозаводске есть финно-угорская кафедра в консе. Есть даже большой коллектив - ансамбль "Кантеле". Гусляров учат во Пскове, Ижевске.
Вы сами-то откуда?
Я не гусляр, но админю сайт гос.оркестра "Гусляры России" - , где играют на всех видах русских гуслей, а также на марийских гуслях и армянском каноне (на последнем играют исключительно плектром).
Играть учат в муз.колледже имени Гнесиных, в МГУКИ (институт культуры и искусства), в СПб консерватории. О Пскове тоже все правильно, и там очень сильная начальная школа.
Что касается методики, то учебник Ю.Т. Евтушенко, выставленный на сайте, - весьма хорош. + этот автор сделал собственную хитрую механику для гуслей звончатых.
Специальная музыка существует, хотя хорошей и серьезной - не так много. Например, упомянутый мной оркестр, в силу специфики своего состава, ее практически не исполняет. Зато мы как-то обсуждали эту тему с его главным дирижером, являющимся одновременно гусляром-солистом. Он говорил много хорошего о музыке Городовской.
Что касается "школы", то она существовала и существует. В 1950-70-е годы был целый ряд сильнейших исполнителей (можно сказать, что проф.исполнительство на народных инструментах процветало в той же степени, что и, например, советская скрипичная школа). Слышала недавно пластинку Беляевского с осиповским оркестром - это совершенно потрясающе!!! На днях мы ее оцифруем, и ее можно будет частично послушать с сайта. Также у меня сейчас на руках неплохая брошюра "Поборники гуслей", выпущенная в конце 1980-х годов в какой-то популярной серии из невзрачных книжечек... Собираюсь ее отсканить и выложить практически целиком.
Как "наблюдатель со стороны" могу отметить, что сейчас существует как минимум две тенденции, которые не желают уживаться друг с другом: 1. профессиональное исполнительство - реально владение инструментом, высокая культура музицирования, но нередко -заезженный и консервативный репертуар. 2. "аутентичное" исполнительство - когда пытаются играть музыку подлинно народную, и в более свободных - неконцертных - условиях... Здесь проблема в слабой технике и часто - в художественном примитиве. Если два этих направления не будут искать путей сближения, то, на мой взгляд, кризис будет только усугубляться.
1. профессиональное исполнительство - реально владение инструментом, высокая культура музицирования, но нередко -заезженный и консервативный репертуар. 2. "аутентичное" исполнительство - когда пытаются играть музыку подлинно народную, и в более свободных - неконцертных - условиях... Здесь проблема в слабой технике и часто - в художественном примитиве. Если два этих направления не будут искать путей сближения, то, на мой взгляд, кризис будет только усугубляться.
Кстати, я не против того, чтобы существовала вторая тенденция, особенно если это массовое музицирование и вообще "тусовка" Например, раз уж речь зашла о кантеле, то на фестиваль "Садко" (на сайте есть о нем) приезжало два молодежных коллектива из Петрозаводска: Джинс-кантеле и ЭкМА. То, что они делают, на мой взгляд, интересно и полезно
И то, что организаторы фестиваля не побоялись свести на одной сцене (а в финале это был Конц.зал имени Чайковского) столь разные коллективы как два профессиональных оркестра ("Гусляры России" и Орк. им. Жиновичка из Минска), несколько проф. ансамблей (в т.ч. очень сильный - из Питера) и несколько любительских коллективов - это безусловный позитив. Я бы сказала так: в этой области все возможно и полезно, кроме "проф-масонства" и глухоты .
Раз уж речь зашла о кантеле, рекомендую всем гениальную исполнительницу на этом инструменте (правда, она играет ТОЛЬКО новую музыку) Элиза Керола-Туури. Это для меня было просто открытие.
Кстати, о кантеле. У А.Л. Репникова, автора знаменитого Каприччио для баяна и не только, есть Концерт для двух кантеле и СО. Замечательное сочинение. Иногда вместо кантеле используют прекрасный народный инструмент...- гитару.
Здравствуйте Все-все-все!!!
Разрешите представиться, звать-величать меня Роман Опричник
Я гусляр, певец, композитор и аранжировщик.
Возглавляю Российский Музыкальный Центр "ИВАН-ЧАЙ"
Звучание гуслей можно послушать здесь
А так же познакомиться с творчеством нашего коллектива и пригласить на концерт
Под формулировкой "банкротство в рассрочку" чаще всего понимают вариант урегулирования долгов в рамках процедуры банкротства, когда погашение обязательств распределяется на длительный период и...
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
03.12.2025, 12:43
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Социальные закладки