Извините, не хотела никого обидеть!
Спасибо за ответ! (а то я уже думала , что имя исполнителя засекречено, ответы даются только избранным в личку.)
А разве контртеноров нельзя "поделить" на сопранистов и альтов, например? (Извините мою безграмотность в этом вопросе, , но я уже работаю над собой! )
Извините, не хотела никого обидеть!
Спасибо за ответ! (а то я уже думала , что имя исполнителя засекречено, ответы даются только избранным в личку.)
А разве контртеноров нельзя "поделить" на сопранистов и альтов, например? (Извините мою безграмотность в этом вопросе, , но я уже работаю над собой! )
А Вы никого не обидели, контратенора как раз так и делятся - сопрано, меццо, контральто, просто Шолль не сопрано
Полистайте вверх по ветке, сравнительно недавно была ссылка на youtube, там Андреас Шолль поёт с барочным оркестром, посмотрите на скрипачей.
А я вот капсы сделала, что успела поймать в кадр:
Сообщение от Такусенькая
Извините, не хотела никого обидеть!
Спасибо за ответ! (а то я уже думала , что имя исполнителя засекречено, ответы даются только избранным в личку.)
А разве контртеноров нельзя "поделить" на сопранистов и альтов, например? (Извините мою безграмотность в этом вопросе, , но я уже работаю над собой! )
Нет, не засекречено. Да, это Андреас Шолль. Гузаль всё правильно сказала.
Тут недавно полоскали имя Якобса. %)
Якобс тоже в долгу не остался и "прополоскал" всех, до кого сумел дотянутся. Думаю, что этому интервью - место в этой ветке.
- Когда человек вырастает в такой монархической стране, как Бельгия, складывается ли у него другое отношение в традициям?
- Монархия для нас что-то вроде фольклора, хотя я вижу и эмоциональный уровень. Когда умер король Бодуэн, все споры между валлонами и фламандцами прекратились. Все пришли во дворец, чтобы воздать ему последние почести. Все его любили. Это была «просвещенная» монархия, но я не думаю, что это играет какую-то роль в отношении людей к прошлому и традициям. Определенная часть публики связывает старинную музыку с придворным искусством. Наверное, тогда никакой композитор не мог действительно процветать, не имея должности при дворе или церкви. Но музыка берет свое начало в человеческой душе.
- Вы сами из Гента.
- Да, я родился там, в 1946 году. В нашей семье было четверо детей, и родители не были музыкантами, но со стороны мамы музыкальное влияние было. Для меня музыка началась в хоре мальчиков, кафедрального собора Гента. Там я пел григорианскую музыку и многоголосные мессы, и каждый год «Matthдuspassion» Баха.. У меня было хорошее детское меццо-сопрано.
- Каково было ребенку там?
- Это не было интернатом, я жил в Генте. Но это была очень хорошая школа, где нас учили каждое воскресенье петь григорианский проприум и во время всех церковных праздников – многоголосные мессы. Я пел сочинения Палестрины, Лассо, Виктория. И мы пели «Matthдuspasssion». Это стало точкой отсчета в моей жизни, тогда я впервые подумал, что даже будучи взрослым, мне хотелось бы петь. Я никогда не мечтал быть дирижером, это пришло позже.
- Многие композиторы и музыканты начинали свою карьеру в детских хорах.
- Да. Это была великолепная традиция, которая сейчас – за исключением, может быть, Англии, – ушла в небытие. Есть много хороших английских певцов, и они происходят из этой традиции. Странам, в которых она исчезла, тяжелее в музыкальном смысле. Например, Италия. Сравните Сикстинский хор и хор Вестминстера. Между ними пропасть!
- Почему это произошло?
- Виноват 19 век, который принес огрубление музыкальной жизни. Огромные концертные залы, огромные симфонические оркестры, и главное: Вагнер – испортили многое. Во всем этом виноват Вагнер. Эта невероятная тень, которую он после себя оставил, определила нашу музыкальную жизнь. И наша сегодняшняя музыкальная жизнь определяется Вагнером.. Большинство относится к поствагнерианцам. Это совершенно жуткое привидение. Но и в Италии было такое привидение… Пуччини.
- Вы говорите о фанатично чтимых композиторах, которых рассматривают как святыни.
- Да, я знаю. Но для меня это не имеет значения.. В Италии была такая фантастическая ансамблевая культура. Ансамблевое пение 16 века, композиторы мадригалов, это было высшее проявление искусства пения в ансамбле. И всё пропало. Я нахожу подобное развитие очень печальным и однотипным. Италия была страной культуры – пока она не была объединена, и пока существовали такие независимые города-государства как Флоренция, Венеция, Болонья и т.д. Как только Италия, в 19 веке, объединилась, всё было унифицировано, и культура покатилась под гору. В Испании, например, хотя она не имеет такой музыкальной истории как Италия, больше интересуются культурой. Они открыты для нового, собственная культура спонсируется. Итальянцы не очень гордятся своей культурой.
- В одном из интервью вы обвинили итальянские культурные структуры в мафиозности. Но, с недавнего времени, и про Бельгию слышно много нехорошего.
- Да, вы правы. Но разве вы не знаете (смеется), что Бельгии не существует? Бельгия – это выдумка. Бельгия – это оперная страна, потому что она появилась после премьеры «La Muette de Portici» Даниэля Франсуа Эспри Обера. Постановка этой оперы привела к революции 1830 года, и отделению от Нидерландов. Нас этому учили в школе и мы пели патриотические песни из этой оперы. Я чувствую себя бельгийцем, думаю, однако, как абсолютный фламандец, хотя никогда не был экстремистом.
- Вы то контратенор, то альт. Можете объяснить разницу?
- Нет никакой разницы, только заблуждение. Контратенор, как немецкое определение, вообще не существует. Многоголосие появилось в средневековье, и было так: к основному голосу, тенору, позже добавились два. Один пел выше, другой ниже. Первого назвали . Contratenor altus, второго: Contratenor bassus. Потом появился четвертый, кто был выше: Cantus. Так появились термины альт и бас. В этом отношении нет никакого смысла использовать определение «контратенор».Что касается теории, то взрослые мужчины могут петь альтом, и они поют в фальцетном регистре, для чего используются две различные техники. Первые: поют в фальцетном регистре всё, вторые: соединяют фальцет и грудной регистр. Я всегда использовал вторую технику.
- До того, как стать певцом, вы дирижировали театром марионеток.
- Это то, что сильно повлияло на меня: театр марионеток, который сделал мой отец, и подарил мне, как ребенку. Он написал несколько маленьких пьес, разработал сценарий, чтобы я мог играть с двумя куклами. Очень быстро двух кукол мне показалось мало. Мне понадобилась третья, чтобы была интрига. Я купил еще парочку, и моя сестра стала играть вместе со мной. Пьесы я переработал, сделал их более сложными. А когда появилась моя вторая сестра, всё действительно завертелось. Так что, как вы понимаете, барочная опера не была мне в новинку.(смеется)
- В реальной жизни вы тоже дергаете людей за невидимые нити?
- Нет.(смеется). В жизни сложных интриг нужно избегать.
- Значит, вы уже в детстве пытались представить себя дирижером?
- Не дирижером, а драматургом.
- В этом причина, что вы отказались от профессии певца, и перешли в дирижеры?
- Со временем я понял, что будучи хорошим певцом, я плохой актер. Поэтому я все меньше выступал на сцене. Может быть, я поспешил родиться. В мое время контратеноров было немного. Сегодня у меня было бы намного больше возможностей проявить себя с таким голосом. Играют всё больше барочных опер и появились режиссеры, которые готовы работать с контратенорами, которые неопытны в актерском мастерстве. Я пел и записал много опер. Во мне всегда была тяга к драматизму, но я никогда не мог это выразить.
- Может быть у вас просто не было тяги к абсолютной нарциссической самодемонстрации?
- Да, может быть. Я стеснительный человек.
- Как певец, вы наверняка знаете, каких ошибок не должен допускать с певцами дирижер?
- О, это отличный вопрос. Как певец, я не должен требовать от певцов того, чего не могу сам. Я бесконечно восхищаюсь оперными певцами – представьте хотя бы их физическую нагрузку. Ты можешь хорошо петь, но этого недостаточно. К этому нужно добавить актерское мастерство, движение, это чудовищно сложно. Так же необходимо терпение. С другой стороны, как певец, я мгновенно слышу многие вещи. Есть один тип певцов, который я не выношу: тщеславный. Самолюбование идет с ними рука об руку. Одновременно, многие очень зациклены сами на себе. Это одинокая профессия. Певец очень уязвим, потому что его инструмент – его собственное тело. Певцов преследует ужас перед простудами, «поломкой» инструмента. И постепенно человек становится эгоцентриком. Я разведен, у меня четверо детей, между 20-ю и 30-ю годами. Моя сегодняшняя жена помогает мне во всем, что касается моей профессии. Это огромная поддержка. Без нее мне было бы несравнимо тяжелее.
- Вернемся к театру марионеток. Как певец - вы не имеете контроля над многими вещами, а как дирижер – да!
- Да. Это верно. Нет никой возможности, что-то изменить, если ты певец и выступаешь в постановке, инсценировка которой тебе не нравится. Тебе остается только терпеть. Часто мне приходилось превращать мое сердце в камень. В моих собственных постановках, я так же чувствую певцов, которые несчастны моими интерпретациями. Но самое ужасное, это всевластие режиссеров - феномен нашего времени. Я думаю, что это логическое развитие болезненного возникновения оперы. Когда опера появилась в 17 веке - все было замечательно. Это была «Dramma per musica» . Арий не было, только ариозо, диалоги наполовину пели, наполовину говорили. Но быстро началось ошибочное развитие. Арии стали все более важными, речитативы – менее. Певец стал самым влиятельным. Затем пришла фаза, когда композитор стал самым важным и вытеснил всех: Вагнер, для меня, отличный пример. А затем пришло время режиссеров. Но никто не должен быть более значителен, чем другой. Только тогда опера может быть хорошей, когда это настоящая групповая работа, и никто не вытесняет другого.
- Когда мы увидим постановку оперы, без актеров одетых в униформу СС, массовки, изображающей узников концлагеря, и других отсылок к каким бы то ни было актуальным войнам.
- Да, именно. Большинство режиссеров ставят не спектакль, а воплощают на сцене химеры своего собственного воображения. Это называется «режиссерский театр», жуткое слово, и типичное немецкое изобретение. Немцы всегда любили указывать на все, многозначительно поднимая палец. Это не ново. Уже немецкое барокко было поучающим. Это заметно даже по названиям.
- …«Высокомерный, поверженный и вновь восставший Крез» называется опера Рейнхерда Кейзера, которую вы тоже записывали.
- Да. В Италии она звалась бы просто «Крез». Я считаю, что театр не должен поучать. Театр должен подталкивать к размышлениям, но даже если человеку размышлять не хочется, это не значит, что он неполноценная личность. Немцам это очень сложно понять, они не могут поверить, что театр имеет право быть просто развлечением.
- Немецкий принцип субсидирования театров способствует такой самонадеянности. Режиссеров совершенно не заботит успех у публики.
- Их высокомерие действует мне на нервы. Оно возникает в сытой и самодовольной среде. «Поучать» – всегда было в немецкой природе. Возможно, это идет от протестантизма. Не знаю.
(с) arte
26/09/06
Последний раз редактировалось Dauria; 22.04.2008 в 09:58.
- Да, именно. Большинство режиссеров ставят не спектакль, а воплощают на сцене химеры своего собственного воображения. Это называется «режиссерский театр», жуткое слово, и типичное немецкое изобретение...
Более всего поражает дикое несответствие между аутентичной манерой исполнения, старинными инструментами в оркестре и совершенно тошнотворной перфомансной режиссурой в большинстве современных постановок старинных опер... "Прогрессивные" режиссеры заляпали своими грязными руками уже почти все оперы Генделя, да и другие композиторы тоже, думаю, немало попереворачивались в гробах...
Дорогая Даурия, большое спасибо за это интервью! Честно говоря, мне тоже хотелось заступиться за Якобса . Странно, почему этот вопрос так сильно волнует одного из форумчан - доучился Якобс до диплома или нет. Насколько я знаю нравы Schol'ы Cantorum - они довольно щепетильны в плане всяких формальностей, и думаю, что врядли бы там назначили кого-нибудь профессором нез наличия всех необходимых регалий (кстати, Якобс уже давно там не работает). Лично меня волнуют только творческие достижения человека - у Якобса они несомненны. Прежде всего в своё время он резко поднял планку контратеноризма (следующий сравнимый скачок в этой области сделал Шолль). О его достижениях как преподавателя говорят имена его учеников, среди них - такие звёзды, как Мария Кристина Кир и Андреас Шолль. Мне посчастливилось побывать на открытом на уроке маэстро; только то, как он без подготовки аккомпанировал студентам по незнакомому цифрованному басу, с каким вкусом, с кучей барочных "наворотов", повергло меня в шок (вот только голос у него в маленьком помещении без акустики звучит довольно неприятно). Достижения Якобса как дирижера, на мой взгляд, тоже вполне значительны (например, двойной альбом со светскими кантатами Баха -BWV201,205,213, я бы отнес к шедеврам "аутентичной" звукозаписи). Видел я и как он дирижирует живьём - мне показалось, что "машет руками" он не очень профессионально, но интересно, что результат от этого никак не пострадал. Это была постановка оперы Марчелло "Ариадна" - без всякой "униформы СС", в довольно забавных слегка карикатурных костюмах с намёком на барокко, что прекрасно соответствовало жанру комической оперы.
Первую послушал с большим интересом, на мой взгляд, она предпочтительнее, однако, уверен, что не строй тому причиной, хотя и здесь отдам предпочтение первой. Спасибо! Все же, если сравнивать темперации, то лучше это делать в исполнениях одного и того же клавесиниста...
Мне пока не удалось найти два (а лучше три и более)
а) художественно полноценных исполнения
б) одного и того же произведения
в) одним и тем же клавесинистом (органистом, "протопианистом").
Вообще, по-моему вопрос выразительности старинных темпераций мало кого волнует - как-то "неопаганцы" всё больше пишут о "богах" вокала. Чем они в таком случае отличаются от "козлисток" и "лемешисток" недавнего советского прошлого...
Я выложил таблицы исторических темпераций из кн. Андрея Волконского "Основы темперации" и таблицы интервалов из приложения 3 к кн. Ю.Н.Холопова "Гармония. Теоретический курс". И то и другое интересующиеся могут найти здесь:
***
Интересно, что Рамо за свою жизнь трижды менял свои воззрения на темперацию - и закончил адептом "равномерной темперации" (в которой, по выражению одной участницы этой болталки, "всё звучит одинаково" ).
Мне кажется, что (в который уже раз говорю это) ни одно из "открытий" новой волны аутентистов нельзя абсолютизировать - будь то "оригинальный" инструмент, "оригинальная" темперация или "оригинальный" вокал бога Шолля.
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Дренажные системы и крепёж для кондиционеров: помпы, шланги, кронштейны и виброопоры
Приветствую! Меня зовут Владимир, работаю в компании СиАйс, специализируюсь на системах кондиционирования,...
Оформили кредитку, а спустя несколько дней заметили списание за страховку? Такое происходит часто: банки нередко подключают страховые услуги по умолчанию или «рекомендуют» их при выдаче карты....
Социальные закладки