Страница 1 из 4 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 32

Тема: Несколько вопросов.

              
  1. #1
    Активный участник Аватар для webjay
    Регистрация
    21.04.2006
    Адрес
    Toronto
    Возраст
    37
    Сообщений
    314

    По умолчанию Несколько вопросов.

    Подскажите, пожалуйста:
    1) как в партитуре нотируется смена мануалов? Как указывать желаемый тембр?
    2) Каков диапазон мануалов и педалей обычно у органа?
    3) Насколько быстро можно изменить громкость, как это нотируется, и можно ли менять громкость в процесссе звучания (например, написан аккорд на 4 такта в темпе Lento, сделать за это время cresc.)?

    Спасибо!

  • #2
    Чудовище, бич этого форума. Аватар для Roussakoff
    Регистрация
    23.02.2006
    Сообщений
    5,049

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    1. Писать, на каком мануале играется, стали регулярно романтики, хотя и в барокко можно найти некоторое количество указаний. Около соотв. нотоносца пишут "HW, OW, RP" или что-то такое (соответственно, Hauptwerk, Oberwerk, Rueckpositiv...). Французские романтики, как я понимаю, исходят в своих указаниях в основном из того, что орган имеет три мануала: Grand Orgue, Positif, Recit; их обозначают соответственно GO, P, R. Регер нередко указывает мануал, также полагая, что орган трехмануальный, как I, что соответствует главной клавиатуре, II --- позитив, III --- мануал с трубами в швеллерном ящике.
    Можно написать регистровку, скажем, R.: Bourdon 8', Gambe 8', Hautbois 8', Trompette 8'.

    2. У современных инструментов мануалы обычно с диапазоном C-c4(a3), педаль --- C-g1(f1). А у старинных... там что угодно может быть.

    3. В принципе, если есть кнопка Tutti (sforzando), то громкость можно изменить хоть мгновенно. А так можно оперировать педалью швеллера, включать копулы, добавлять новые регистры тем или иным способом. Мне не встречалось, чтобы регистровое крещендо детально выписывалось в нотах, в духе, что на 1ю долю включаем 4 фута, на 2ю --- 2 фута, на 3ю --- языки, на 4ю --- микстуры. У Франка можно видеть обозначания крещендо, когда он последовательно предписывает включать Anches Recit, Anches Positif, Anches GO, Anches Pedale.
    Hin ist alle meine Kraft;
    Alt und schwach bin ich.

  • #3
    Заблокирован навсегда
    Регистрация
    19.10.2007
    Сообщений
    213

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    Цитата Сообщение от Roussakoff Посмотреть сообщение
    ...

    2. У современных инструментов мануалы обычно с диапазоном C-c4(a3), педаль --- C-g1(f1). А у старинных... там что угодно может быть.

    3. В принципе, если есть кнопка Tutti (sforzando), то громкость можно изменить хоть мгновенно...

    Спасибо за краткий и ясный комментарий.

    И если вас не затруднит, укажите на пару наиболее удачных книг по данной тематике.

    В течение последней недели мои поиски литературы по церковному органу в интернете дали загадочный результат.

    Некое немецкое издание. Толстенное. И из которого моему пониманию были доступны только некоторые картинки. Скажем: фронтальный вид органа, вид на него же сверху и вид с левого фланга на мужчину, сидящего за тем же органом.

    На остальных же фотографиях, как мне показалось, изображены детали незабвенного и загадочного Адронного Колайдера. И кстати ни одной цифры напоминающей тесситурные расклады.
    А не знание немецкого языка ещё более усугубило общее состояние моего впечатления от всматривания в эту книгу.

    Я ж всего-то хотел более плотно приобщиться к педальной технике игры. И не более того.

    Серьезно.
    Неужели присутствуют сложности в присутствие отсутствия русскоязычной литературы на данную тему? Я напуган!

    Хотелось бы что-нибудь публицистическое. Не калечащее психику. И в тоже время с необходимым техническим содержанием, не претендующим на диссертацию “головастого” инженера.

  • #4
    Заблокирован навсегда
    Регистрация
    19.10.2007
    Сообщений
    213

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    И ещё.

    Реальна ли настройка регистра именуемая “ Lower registers”

    Или же это просто удачная выдумка от IK Multimedia.
    В одной из их виртуальных библиотек присутствует звук церковного органа с таким наименованием.


    Весьма специфическое по своей структуре звучание из категории Organ Flute.

    Мануалы звучат на октаву выше, включая Педаль.

    Но самое интересное содержит следующее.

    Часть звуков(нот) засемплированы на 2 и 3и октавы выше реального звучания. С весьма богатой палитрой обертоновых призвуков.

    В итоге всё это помноженное на изначальную общую ”флейтовость” тембра позволяет произвольно возникать флажолетам в различных точках фактуры произведения.
    Получается спонтанный, но весьма своеобразный и колоритный эффект.

    “ Lower registers” – факт исторический или выдумка программистов?

    Вот пример:
    Вложения Вложения

  • #5
    Чудовище, бич этого форума. Аватар для Roussakoff
    Регистрация
    23.02.2006
    Сообщений
    5,049

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Agarti Посмотреть сообщение
    Неужели присутствуют сложности в присутствие отсутствия русскоязычной литературы на данную тему?
    Боюсь, что это правда. Посмотрите раздел "Ноты и литература для органа", где многоуважаемый участник sesquialtera немало потрудился, выкладывая литературу. Но она более на немецком языке. У меня на работе валяется некоторое количество англоязычных книжек. Как будет время, попробую что-нибудь сказать о них. Что касается педальной техники, то, конечно, радует фраза "не более того". Тут будет разная литература в зависимости от того, какую технику вы хотите освоить: она разная для разных стилей и эпох.
    Будем также надеяться на советы профессиональных органистов.

    Цитата Сообщение от Agarti Посмотреть сообщение
    Реальна ли настройка регистра именуемая...
    Видимо, речь идет о футовом числе, указывающем, грубо говоря, как соотносится реальное звучание регистра с тем, что нажимается на клавиатуре/написано в нотах. 8' --- реальное звучание, 4' --- октавой выше, 16' --- октавой ниже и т.д. Также посмотрите старые дискуссии в теме "Органисты-аутентисты", где эти вопросы задавались, обратите внимание на сообщения Zub01.
    Hin ist alle meine Kraft;
    Alt und schwach bin ich.

  • #6
    Заблокирован навсегда
    Регистрация
    19.10.2007
    Сообщений
    213

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    Цитата Сообщение от Roussakoff Посмотреть сообщение
    Что касается педальной техники, то, конечно, радует фраза "не более того". Тут будет разная литература в зависимости от того, какую технику вы хотите освоить...
    Ни в коем случае.

    Всего лишь приобщится. На уровне композитора, не озадаченного освоить этот инструмент на исполнительском уровне.

    Просто не ожидал, что русскоязычной литературы минимум.

    Спасибо за ответ.

  • #7
    Чудовище, бич этого форума. Аватар для Roussakoff
    Регистрация
    23.02.2006
    Сообщений
    5,049

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    Цитата Сообщение от Agarti Посмотреть сообщение
    Всего лишь приобщится.
    Все же не совсем ясно, какой смысл вы вкладываете в слово "приобщиться". Понять, каковы возможности двух ступней, как эти возможности использовались в органной музыке различных стилей и эпох, чтобы, предположим, не написать для педали то, что в принципе не сыграть? Или что-то еще?
    Hin ist alle meine Kraft;
    Alt und schwach bin ich.

  • #8

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    Да... Не так давно я отказался от намерения выучить одну вещь Дюпре, поскольку привык играть в носках...

    А вообще, если педаль не насиловать, т.е. ограничиться одноголосием с возможным использованием (в конце пьесы) октавы или дуодецимы - проблем с исполнением не будет.

    Движения шестнадцатыми в темпе по длинным арпедджио тоже лучше избегать, а вот движение ломаными арпедджио будет достаточно удобно и является типичным для педали...

    Больше - никаких особых ограничений.

    Вообще, для лучшего понимания хорошего стиля написания технически сложной, но вполне исполнимой фактуры для педали советую просмотреть Баховские триосонаты.
    Бесплатно поют только птички © Ф. И. Шаляпин
    Всё, абсолютно всё, что я пишу - моё мнение!

  • #9
    Чудовище, бич этого форума. Аватар для Roussakoff
    Регистрация
    23.02.2006
    Сообщений
    5,049

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    Нууу, таки трудно отказать себе в удовольствии наподобие 6й симфонии Вьерна или 'Straf' mich nicht' Регера.
    Hin ist alle meine Kraft;
    Alt und schwach bin ich.

  • #10

    По умолчанию Ответ: Несколько вопросов.

    Такие вещи пишет сам органист. Он играет их сам и (может быть) даёт их сыграть другим. Здесь же вопрос задал композитор, не имеющий никакого опыта с органом, как я подозреваю, из тех композиторов, что пишут сначала "клавир" и лишь потом делают оркестровку... В подобном случае лучше быть консервативным, иначе получится, как в известном анекдотическом случае, когда один грузин написал для одного фортепианного конкурса обязательную пьесу, в которой присутствовала нота ре пятой октавы

    В общем, не уверен - не обгоняй. Можешь сыграть сам - тогда (и только тогда) можешь это давать другим. На органе иначе нельзя.

    Можно иначе: внимательно анализировать произведения для органа композиторов-органистов. Но в этом случае надо помнить, что даже транспонирование пассажа может сделать его неудобоваримым. Это, впрочем, касается и любого другого инструмента.

    Ориентироваться на сэмплированные инструменты лучше с оглядкой. Куда лучше и надёжнее просто найти приличный инструмент, а лучше несколько разных, и поиграть часок-другой. Ощущение инструмента иначе получить просто невозможно, этого не даст никакой сэмплер.
    Бесплатно поют только птички © Ф. И. Шаляпин
    Всё, абсолютно всё, что я пишу - моё мнение!

  • Страница 1 из 4 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Несколько вопросов
      от Fxserg в разделе Фортепианный настройщик
      Ответов: 51
      Последнее сообщение: 19.03.2012, 05:33
    2. Несколько вопросов по тональностям
      от Hиколай в разделе Мастер-класс
      Ответов: 18
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 01:48
    3. Несколько вопросов по чтению нот
      от Hиколай в разделе Мастер-класс
      Ответов: 22
      Последнее сообщение: 09.02.2008, 17:47
    4. Несколько вопросов по теории
      от Nemo в разделе Теория музыки
      Ответов: 24
      Последнее сообщение: 05.12.2007, 11:00
    5. Несколько вопросов про гусли
      от Е_катерина в разделе Музыка для народных инструментов
      Ответов: 13
      Последнее сообщение: 10.09.2007, 12:17

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100