-
30.03.2005, 21:32 #1
Salome d-cis-a-f что за зверь?
Господа дирижёры, а также теоретики и доценты с кандидатами (с)!
Кто бы просветил тёмную, как бордо, но любопытную, как Варечка
, душу? - Буду премного благодарен.
Когда-то меня кроме известных красот Саломеи жутко поразил ход ре-до#-ля-фа в сцене, где начинается разговор 5 евреев (цифра 189). Этот ход возникает внезапно и выворачивает душу, потом переходит в остинато в другом составе, и исчезает незадолго до танца Саломеи. Тогда как-то руки не дошли, и так было от чего угорать, слушая пластинку, присланную Катей Новицкой брату, а тут – спасибо дедушке Ельцину – стало можно потакать своим слабостям, выписал себе партитуру от Dover, и первым делом полез на днях смотреть это место.
Интрига в том, что вроде бы в обморок от септаккорда падать не стОит, не правда ли? Но запал этот момент в душу, с чего бы? Отчётливо врезалось эк сколько лет назад, и это остинато вообще как-то выпадает из общего колорита Саломеи, оно уместно скорее в каком-нибудь органном гневе господнем у Мессиана. Какой-то нечеловеческий
подземный тембр. Не знаю такого, хотя я много чего не знаю.
И что же я обнаружил? – Heckelphon (нем.; heckelphone на островном диалекте)! Хрен редьки не слаще! Что за зверь? В сети легко найти краткую справку по-английски, что это типа такой извращённый гобой на октаву ниже, изобретён в 1915 году, очень редкий инструмент и там ещё про конструкцию. А вот вопрос на засыпку: как он называется по-русски? – Подозреваю, что "гекельфон"
. Я не держу справочников, может у кого есть под рукой?
Heckel - очевидно, немецкая фамилия, без вариантов. Можно предположить, что история аналогична саксофону.
Надеюсь на дирижёров и Olorulus как крутейшего здесь теоретика
.
- Регистрация
- 24.01.2005
- Сообщений
- 273
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
По логике, если corno inglese = альтовый гобой, то heckelFon = баритоновый гобой, брателло!![]()
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
Аналогия естественная, и она содержится в той же ссылке, братан! Рад, что мы опять мыслим одинаково. Я просто любопытствую, есть ли устоявшееся русское название. Кстати, только что мои друзья из Магнитогорской консы (!) (родом из Гнуса) сообщили, что да, так и называется "гекельфон" и использован только в двух операх. Угадай с одного раза, в каких, брат!
ставлю заранее!
- Регистрация
- 24.01.2005
- Сообщений
- 273
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
+ "Электра". Эт че, братан, новая jeu?Сообщение от regards
![]()
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
Геккельфон (нем. Heckelfon)
Деревянный духовой инструмент баритонового регистра с двойной тростью, созданный фирмой Геккель (идея его создания была подсказана Вагнером). Производство Г. началось в 1904. Г. похож на гобой, от которого отличается широким каналом ствола и шарообразной формой раструба. Диапазон Г. - от А до g''. Производились и малые разновидности Г., звучащие на малую терцию и кварту выше.
В 1890 году фирмой Геккель был создан также инструмент Геккелькларина - инструмент, родственный саксофону - специально для исполнения партии пастушьего рожка в 3-ем акте оперы Вагнера "Тристан и Изольда".
Геккель (Heckel). Семья немецких мастеров деревянных духовых инструментов. Иоганн Адам Г. (1812-1877) работал в Майнце у Шотта, а в 1831 совместно с Альменредером основал фирму в Бибрихе. Г. и его наследники продолжили начатую Альменредером работу по совершенствованию конструкции фагота. Помимо фаготов и контрафаготов фирма Г. производит др. деревянные духовые. В Дрездене было основано отделение фирмы Г. по производству медных духовых.
Источник - Музыкальный словарь Гроува. Изд. "Практика". М., 2001
Музыкальный энциклопедический словарь (изд. "Советская энциклопедия". М., 1990) говорит о том же чуть иначе:
Геккельфон - баритоновый гобой. Звучит октавой ниже гобоя; отличается от него широкой мензурой и шарообразной формой раструба. Диапазон Н - f''. Звук певучий, выразительный.
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
Ну, в строгом смысле "баритоновый\басовый гобой" и геккельфон - вещи немножко разные исторически. Но общая идея в том, что это in C и на октаву ниже обычного ("сопранового").
Путаница с диапазонами (в разных словарях) от того, что инструменты были разные, изменяемые.
1904 - от B(си-бемоль!)-g'', cпустя год Геккель прилепил А.
"Саломея" - первое сочинение (написанное) с участием Г-фона.
Потом Геккель еще сделал пикколо-геккельфон (in F) и терц-геккельфон (in Es); и есть известная, всюду рассказываемая история, как Штраус писал, сколь прекрасно заменил пик.-гекк.фон трубу во 2-м Бранд. концерте.
Эти инструменты в немецкой системе были, потом переведены на французскую. То, что называется "басовым гобоем" - это сделал Лорэ в 1899 еще (их называют то басовыми, то баритоновыми - в зависимости от того, гобой in A именовать меццо-сопрановым или альтовым, соответственно in F - альтовым или теноровым - т.е. либо по приближению к стандартным певческим диапазонам, либо просто "по группе понижения в 4-х голосном хоре". Баритоновый гобой (все равно in C) - это еще 1-я четверть 19 века, или около того, надо в словаре смотреть.
У Вагнера в Зигфриде (или Парсифале) есть "Альтовый гобой", причем имелся в виду специальный инструмент in F, не рожок.
Вообще, если исторически собирать, то разновидностей гобоев "и не сосчитаешь", если выражаться словами тети донны Розы д'Альвадорец. Вот, например, зверюга - барочный контрабасовый гобой (исторический! С картинками! 1740!, как на нем играть-то...), на две октавы ниже:
(как там написано, в "Альпийской симфонии" басовая гобойная партия опускается до F#, так что "стандартный" геккельфон не годится. Там же на страницах сайта есть про геккельфон с картинками, и большой репертуар для геккельфона\басового гобоя:
у Штрауса там поименовано 7 сочинений и еще что-то)
Как-то раз мой друг , который любит играть на всех разновидностях гобоя, играл с Рождественским, что ли, то ли Электру, то ли Саломею, как раз на басовом гобое. (Басовый гобой в Москве нашли только один, и желающего на нем сыграть - тоже одного; геккельфона не было.) Филипп сказал, что партия была написана все-таки немного для другого инструмента (не помню, в чем причины), а сам сидел на 5 стульях, друг на друга поставленных (контрабасовая табуретка слишком высокая оказалась) и ошейником для пристегивания гобоя![]()
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
Супер![]()
![]()
Иной раз думаешь, что вообще может быть интереснее истории инструментария...
- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
Сообщение от Татра
. Да, ужасно интересно, и конца-краю (для узнавания) и не видать. Особенно (мне) интересно с позиций, так сказать, историко-эстетических установок: представлять сложность процесса "что что определяло". "Эстетико-композиторские потребности вызывали к жизни новые инструменты" или "новые инструменты (новые конструкции) влекли новую музыку" - ни то, ни другое, а все вместе в непрерывном взаимодействии и взаимовлиянии. Нельзя сказать, что Франк писал свою симфоническую органную музыку, потому что Кавайе-Колль строил такие органы, или органный симфонизм Франка потребовал новых органов - ни то, ни другое, а все вместе. Похожие вещи в историях любых инструментов - частных или общих (групповых) - "что на что влияло", однозначно выделить нельзя. Нельзя сказать, что младобуржуазная эстетика с ее относительно (!) более эксплицитной и грубоватой чувственностью вызвала к жизни фортепиано или наоборот
, все как бы вместе.
Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
Как бывший теоретик из другой области, хочу немного переформулировать идею Зуба. Всегда безумно интересно копаться в частных реализациях идей, Татра права! И так же естественно искать какие-то общие закономерности за частностями. Не только с точки зрения, какое "предложение" когда было первично, - музыкальные потребности или идеи изобретателей инструментов. Немного другое, сейчас попробую сформулировать.
Для любого непредубеждённого человека музыкальные инструменты - море невероятных чудес, как, скажем, цветы ли дикие кошки. Эдакая избыточная красота не всегда понятного происхождения и назначения. Посмотрите на тот же гобой, все эти финтифлюшки там и сям, сложная форма, материал и т.д. и т.п., а ведь это не самый сложный инструмент!
Так вот, ещё вопрос: известны ли попытки как-то понять общие идеи, стоящие за историей развития инструментов? Я не имею в виду стандартные курсы и книжки по инструментоведению, оркестровке и т.п. Они просто регистрируют факты. А есть ли какая-нибудь метатеория с общих позиций? Ну хотя бы так: в силу строения уха, наиболее чувствительным и востребованным является такой-то диапазон, а звуки этого диапазона оптимально реализуются такими-то формами и материалами, а вот в такое время были такие предпочтения и возможности. а в такое - другие, и потому геккельфон появился тогда, а не тогда, и этот краник сбоку и этот изгиб объясняются тем, что для получения собственных частот в этом диапазоне надо, чтобы раструб был кривой 4 порядка, что следует из...
А может быть, есть и более интересные обобщения? Класса зачем нужен тигр?! - Ясно же, что тигр ни за чем не "нужен"! Столько совершенства - и ни за чем! Очевидно, но невозможно смириться с тем, что он существует, а объяснения нет!
Re: Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?
Тигр нужен, чтобы регулировать популяцию антилоп. А то они размножатся до безобразия и пожрут всю зелень в округеСообщение от regards
![]()
Похожие темы
-
Disco Archivia - что за зверь?
от Servolf в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 0Последнее сообщение: 27.09.2011, 22:48 -
Список композиций, чтобы понять что зверь этот КЛАССИКА
от Nuage в разделе БеседкаОтветов: 8Последнее сообщение: 24.11.2010, 16:44 -
Саксофон - что за зверь?! :)
от BrokenEye в разделе ИнструментарийОтветов: 14Последнее сообщение: 28.08.2007, 17:28 -
Педаль - что за зверь?
от Интеграл в разделе Мастер-классОтветов: 8Последнее сообщение: 25.10.2005, 00:13 -
Salome
от regards в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 1Последнее сообщение: 13.04.2004, 18:31



Ответить с цитированием
. Я просто любопытствую, есть ли устоявшееся русское название. Кстати, только что мои друзья из Магнитогорской консы (!) (родом из Гнуса) сообщили, что да, так и называется "гекельфон" и использован только в двух операх. Угадай с одного раза, в каких, брат! 
), на две октавы ниже:

Социальные закладки