Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 15

Тема: Salome d-cis-a-f что за зверь?

              
  1. #1
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,784
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Господа дирижёры, а также теоретики и доценты с кандидатами (с)!

    Кто бы просветил тёмную, как бордо, но любопытную, как Варечка
    , душу? - Буду премного благодарен.


    Когда-то меня кроме известных красот Саломеи жутко поразил ход ре-до#-ля-
    фа в сцене, где начинается разговор 5 евреев (цифра 189). Этот ход возникает внезапно и выворачивает душу, потом переходит в остинато в другом составе, и исчезает незадолго до танца Саломеи. Тогда как-то руки не дошли, и так было от чего угорать, слушая пластинку, присланную Катей Новицкой брату, а тут – спасибо дедушке Ельцину – стало можно потакать своим слабостям, выписал себе партитуру от Dover, и первым делом полез на днях смотреть это место.

    Интрига в том, что вроде бы в обморок от септаккорда падать не стОит, не правда ли? Но запал этот момент в душу, с чего бы? Отчётливо врезалось эк сколько лет назад, и это остинато вообще как-то выпадает из общего колорита Саломеи, оно уместно скорее в каком-нибудь органном гневе господнем у Мессиана. Какой-то нечеловеческий подземный тембр. Не знаю такого, хотя я много чего не знаю.

    И что же я обнаружил? – Heckelphon (нем.; heckelphone на островном диалекте)! Хрен редьки не слаще! Что за зверь? В сети легко найти краткую справку по-английски, что это типа такой извращённый гобой на октаву ниже, изобретён в 1915 году, очень редкий инструмент и там ещё про конструкцию. А вот вопрос на засыпку: как он называется по-русски? – Подозреваю, что "гекельфон" . Я не держу справочников, может у кого есть под рукой?

    Heckel - очевидно, немецкая фамилия, без вариантов. Можно предположить, что история аналогична саксофону.

    Надеюсь на дирижёров и Olorulus как крутейшего здесь теоретика .

  • #2

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    По логике, если corno inglese = альтовый гобой, то heckelFon = баритоновый гобой, брателло!

  • #3
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,784
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Аналогия естественная, и она содержится в той же ссылке, братан! Рад, что мы опять мыслим одинаково . Я просто любопытствую, есть ли устоявшееся русское название. Кстати, только что мои друзья из Магнитогорской консы (!) (родом из Гнуса) сообщили, что да, так и называется "гекельфон" и использован только в двух операх. Угадай с одного раза, в каких, брат! ставлю заранее!

  • #4

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Цитата Сообщение от regards
    ... ставлю заранее!
    + "Электра". Эт че, братан, новая jeu?

  • #5
    Пожарник Аватар для Tatra
    Регистрация
    16.04.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,741

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Геккельфон (нем. Heckelfon)
    Деревянный духовой инструмент баритонового регистра с двойной тростью, созданный фирмой Геккель (идея его создания была подсказана Вагнером). Производство Г. началось в 1904. Г. похож на гобой, от которого отличается широким каналом ствола и шарообразной формой раструба. Диапазон Г. - от А до g''. Производились и малые разновидности Г., звучащие на малую терцию и кварту выше.

    В 1890 году фирмой Геккель был создан также инструмент Геккелькларина - инструмент, родственный саксофону - специально для исполнения партии пастушьего рожка в 3-ем акте оперы Вагнера "Тристан и Изольда".

    Геккель (Heckel). Семья немецких мастеров деревянных духовых инструментов. Иоганн Адам Г. (1812-1877) работал в Майнце у Шотта, а в 1831 совместно с Альменредером основал фирму в Бибрихе. Г. и его наследники продолжили начатую Альменредером работу по совершенствованию конструкции фагота. Помимо фаготов и контрафаготов фирма Г. производит др. деревянные духовые. В Дрездене было основано отделение фирмы Г. по производству медных духовых.

    Источник - Музыкальный словарь Гроува. Изд. "Практика". М., 2001

    Музыкальный энциклопедический словарь (изд. "Советская энциклопедия". М., 1990) говорит о том же чуть иначе:
    Геккельфон - баритоновый гобой. Звучит октавой ниже гобоя; отличается от него широкой мензурой и шарообразной формой раструба. Диапазон Н - f''. Звук певучий, выразительный.

  • #6
    Обличаю блудню еретическу Аватар для Zub01
    Регистрация
    29.04.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,625
    Записей в дневнике
    11

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Ну, в строгом смысле "баритоновый\басовый гобой" и геккельфон - вещи немножко разные исторически. Но общая идея в том, что это in C и на октаву ниже обычного ("сопранового").

    Путаница с диапазонами (в разных словарях) от того, что инструменты были разные, изменяемые.
    1904 - от B(си-бемоль!)-g'', cпустя год Геккель прилепил А.

    "Саломея" - первое сочинение (написанное) с участием Г-фона.

    Потом Геккель еще сделал пикколо-геккельфон (in F) и терц-геккельфон (in Es); и есть известная, всюду рассказываемая история, как Штраус писал, сколь прекрасно заменил пик.-гекк.фон трубу во 2-м Бранд. концерте.

    Эти инструменты в немецкой системе были, потом переведены на французскую. То, что называется "басовым гобоем" - это сделал Лорэ в 1899 еще (их называют то басовыми, то баритоновыми - в зависимости от того, гобой in A именовать меццо-сопрановым или альтовым , соответственно in F - альтовым или теноровым - т.е. либо по приближению к стандартным певческим диапазонам, либо просто "по группе понижения в 4-х голосном хоре". Баритоновый гобой (все равно in C) - это еще 1-я четверть 19 века, или около того, надо в словаре смотреть.

    У Вагнера в Зигфриде (или Парсифале) есть "Альтовый гобой", причем имелся в виду специальный инструмент in F, не рожок.

    Вообще, если исторически собирать, то разновидностей гобоев "и не сосчитаешь", если выражаться словами тети донны Розы д'Альвадорец. Вот, например, зверюга - барочный контрабасовый гобой (исторический! С картинками! 1740!, как на нем играть-то... ), на две октавы ниже:

    http://www.contrabass.com/pages/cboboe.html

    (как там написано, в "Альпийской симфонии" басовая гобойная партия опускается до F#, так что "стандартный" геккельфон не годится. Там же на страницах сайта есть про геккельфон с картинками, и большой репертуар для геккельфона\басового гобоя:
    http://www.contrabass.com/pages/heckel-rep.html
    у Штрауса там поименовано 7 сочинений и еще что-то)

    Как-то раз мой друг Филипп-гобоист, который любит играть на всех разновидностях гобоя, играл с Рождественским, что ли, то ли Электру, то ли Саломею, как раз на басовом гобое. (Басовый гобой в Москве нашли только один, и желающего на нем сыграть - тоже одного; геккельфона не было.) Филипп сказал, что партия была написана все-таки немного для другого инструмента (не помню, в чем причины), а сам сидел на 5 стульях, друг на друга поставленных (контрабасовая табуретка слишком высокая оказалась) и ошейником для пристегивания гобоя

  • #7
    Пожарник Аватар для Tatra
    Регистрация
    16.04.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,741

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Супер
    Иной раз думаешь, что вообще может быть интереснее истории инструментария...

  • #8
    Обличаю блудню еретическу Аватар для Zub01
    Регистрация
    29.04.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,625
    Записей в дневнике
    11

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Цитата Сообщение от Татра
    Супер
    Иной раз думаешь, что вообще может быть интереснее истории инструментария...
    . Да, ужасно интересно, и конца-краю (для узнавания) и не видать. Особенно (мне) интересно с позиций, так сказать, историко-эстетических установок: представлять сложность процесса "что что определяло". "Эстетико-композиторские потребности вызывали к жизни новые инструменты" или "новые инструменты (новые конструкции) влекли новую музыку" - ни то, ни другое, а все вместе в непрерывном взаимодействии и взаимовлиянии. Нельзя сказать, что Франк писал свою симфоническую органную музыку, потому что Кавайе-Колль строил такие органы, или органный симфонизм Франка потребовал новых органов - ни то, ни другое, а все вместе. Похожие вещи в историях любых инструментов - частных или общих (групповых) - "что на что влияло", однозначно выделить нельзя. Нельзя сказать, что младобуржуазная эстетика с ее относительно (!) более эксплицитной и грубоватой чувственностью вызвала к жизни фортепиано или наоборот , все как бы вместе.

  • #9
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,784
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Как бывший теоретик из другой области , хочу немного переформулировать идею Зуба. Всегда безумно интересно копаться в частных реализациях идей, Татра права! И так же естественно искать какие-то общие закономерности за частностями. Не только с точки зрения, какое "предложение" когда было первично, - музыкальные потребности или идеи изобретателей инструментов. Немного другое, сейчас попробую сформулировать.

    Для любого непредубеждённого человека музыкальные инструменты - море невероятных чудес, как, скажем, цветы ли дикие кошки . Эдакая избыточная красота не всегда понятного происхождения и назначения. Посмотрите на тот же гобой, все эти финтифлюшки там и сям, сложная форма, материал и т.д. и т.п., а ведь это не самый сложный инструмент!

    Так вот, ещё вопрос: известны ли попытки как-то понять общие идеи, стоящие за историей развития инструментов? Я не имею в виду стандартные курсы и книжки по инструментоведению, оркестровке и т.п. Они просто регистрируют факты. А есть ли какая-нибудь метатеория с общих позиций? Ну хотя бы так: в силу строения уха, наиболее чувствительным и востребованным является такой-то диапазон, а звуки этого диапазона оптимально реализуются такими-то формами и материалами, а вот в такое время были такие предпочтения и возможности. а в такое - другие, и потому геккельфон появился тогда, а не тогда, и этот краник сбоку и этот изгиб объясняются тем, что для получения собственных частот в этом диапазоне надо, чтобы раструб был кривой 4 порядка, что следует из...

    А может быть, есть и более интересные обобщения? Класса зачем нужен тигр?! - Ясно же, что тигр ни за чем не "нужен"! Столько совершенства - и ни за чем! Очевидно, но невозможно смириться с тем, что он существует , а объяснения нет!

  • #10
    Пожарник Аватар для Tatra
    Регистрация
    16.04.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,741

    По умолчанию Re: Ответ: Salome d-cis-a-f что за зверь?

    Цитата Сообщение от regards
    А может быть, есть и более интересные обобщения? Класса зачем нужен тигр?! - Ясно же, что тигр ни за чем не "нужен"! Столько совершенства - и ни за чем!
    Тигр нужен, чтобы регулировать популяцию антилоп. А то они размножатся до безобразия и пожрут всю зелень в округе

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Disco Archivia - что за зверь?
      от Servolf в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 27.09.2011, 22:48
    2. Ответов: 8
      Последнее сообщение: 24.11.2010, 16:44
    3. Саксофон - что за зверь?! :)
      от BrokenEye в разделе Инструментарий
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 28.08.2007, 17:28
    4. Педаль - что за зверь?
      от Интеграл в разделе Мастер-класс
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 25.10.2005, 00:13
    5. Salome
      от regards в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 13.04.2004, 18:31

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100