Портрет аристократа - П.Нерсесьян в Малом Зале МГК 12 октября 2005
Говорят, что художника надо судить по законам им самим для себя поставленным. По законам, которые установил для себя пианист Павел Нерсесьян, воистину мало кто может творить – это совершенно заоблачный уровень мастерства, строжайший вкус, мудрая умеренность, полное самообладание, тонкость красок, стройность в построении и развитии всех частей и разделов в исполняемой музыке, и при всем том она не звучит сухо, формально. Пытаются идти по такой стезе многие — ведь это некий академический идеал, и наверное большинство педагогов консерватории в глубине души мечтают чтобы их ученики в конце концов научились играть в подобном стиле. Кстати такая игра приносит обильную жатву премий на конкурсах. Музыканты – народ весьма “реалистический”, за достижение такого мастерства они бы и душу дьяволу продали, да только довести совершенство до того уровня, которого, казалось бы, легко достигает П.Нерсесьян – удел немногих.
Все вроде бы ясно, однако концерт покидаешь с ощущением какой-то нерешенной загадки. Уже программа – странная: Сюита “1922 год” Хиндемита, затем Andante lacrimoso и 10-я рапсодия Листа в первом отделении совершенно обескураживают. А потом еще во втором – D-dur’ная Токката Баха, четыре Песни без слов, Рондо-каприччиозо и Серьезные вариации Мендельсона. Причем тут в этой программе Хиндемит? Умом понимаешь: наверное, артист хотел погрузиться вглубь веков от нервно-взвинченного 20-го столетия в счастливые и благородные “добрые старые времена” Мендельсона. Но ведь и Хиндемит у него тоже благороден – громок, ярок, насыщен, моментами (в “Ноктюрне”) тонок. Собственно говоря, и рапсодия Листа прозвучала на концерте подобным же образом. А Бах? Тоже благородно-фортепианный, педальный, без всяких “аутентичных наворотов”. Что тут делает Бах после Листа? Все эти вопросы остаются без ответа…
Наверное, все-таки кульминацией концерта стал Мендельсон – изысканно блеклый в лирике и “журчащий” в пассажах и бисы – “Святки” и “Осенняя песня” Чайковского и cis-moll’ный Вальс Шопена. Они во многом прояснили особенности искусства артиста. Без иронии, перед нами предстал настоящий аристократ. Вот его портрет, запечатленный воображаемым художником: тонкая улыбка (каковая подобает истинному аристократу!) блуждает на устах, произносящих тонкие изящные слова; легкая ностальгическая грусть туманит чело: ничего резкого, чрезмерного, слишком холодного или жаркого. Все в его чертах отшлифовано породой и воспитанием. Благородство происхождения не позволяет ему кичливо выставлять непоказ регалии прославленных предков. Его величайшая искусность воспринималась бы как чудо, если бы не выглядела столь естественной. Он воистину прекрасен…
…Но у того, кто с восхищением взирает на портрет (вот парадокс!) почему-то всплывает в памяти другой персонаж – тот недавно выступавший скандальный артист, отвращение к которому почему-то идет на убыль…
Оформили кредитку, а спустя несколько дней заметили списание за страховку? Такое происходит часто: банки нередко подключают страховые услуги по умолчанию или «рекомендуют» их при выдаче карты....
Аюрведа — это не просто система лечения, а целая философия жизни, пришедшая к нам из Древней Индии. Её возраст превышает пять тысяч лет, и за это время она доказала свою актуальность, предлагая...
Искусственный интеллект стремительно становится частью повседневной жизни, и ChatGPT-5 — один из самых ярких примеров того, как технологии делают общение между человеком и машиной максимально...
Социальные закладки