Маэстро Ян Латам-Кёниг принял предложение театра Новая Опера и с 16 апреля 2011 года занял пост главного дирижёра. Сотрудничество Яна Латама-Кёнига с театром началось в 2008 году, когда он был приглашен на постановку спектакля "Лоэнгрин" Р. Вагнера. После триумфальной премьеры он стал постоянным приглашенным дирижером театра. В репертуар маэстро вошли спектакли "Набукко" и "Риголетто" Дж. Верди, которые он с успехом исполнил на фестивалях "Крещенская Неделя". Среди других значительных проектов дирижера совместно с театром Новая Опера - исполнение "Военного реквиема" Б. Бриттена и "Рождественской оратории" в рамках Фестиваля музыки И.С. Баха (с хором Академии хорового искусства им. В.С. Попова).
АНГЛИЙСКИЙ МАЭСТРО УЧИТ РУССКИЙ ЯЗЫК
В нашем театре новый главный дирижер. Впервые он ворвался в ново-оперную жизнь при форс-мажорных обстоятельствах в феврале 2008 года. На-кануне премьеры «Лоэнгрина» серьёзно заболел Эри Клас, и встал вопрос, кто будет выпускать премьеру. Тогда режиссер постановки Каспер Хольтен порекомендовал талантливого английского дирижера Яна Латама-Кёнига, с которым когда-то работал и который являлся знатоком вагнеровской музыки. Несмотря на свою большую занятость маэстро, не раздумывая, принял приглаше-ние, и премьера прошла триумфально. Потом были совместные работы в дни Крещенских недель: «Военный реквием» Б. Бриттена, «Набукко» и «Риголетто» Дж. Верди, «Рождественская оратория» в рамках фестиваля И.С. Баха (с хором Академии хорового искусства им. В.С. Попова), гала-концерты. И вот Ян Латам-Кёниг – главный дирижер Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова. И уже в этом качестве его первое интервью для нашей газеты.
О СЕБЕ
Мне было 16 лет. Я учился игре на фортепиано в Королевском музы-кальном колледже в Лондоне, но уже чётко сознавал, что хочу стать дириже-ром. Хорошая игра на одном или нескольких инструментах – обязательное ка-чество дирижера. Все великие дирижеры в юности были очень хорошими музыкантами. Но самый лучший инструмент для будущего дирижера – фортепиано, ибо это единственный инструмент, который позволяет в одиночку сыграть целиком большое произведение, подражая целому оркестру. Например, по структуре фортепианная соната Бетховена не так далека от симфонии. И с раннего возраста пианист учит общую форму произведения, играя в одиночку, но фантазируя при этом, какие инструменты могли бы играть ту или иную тему, различные подголоски. Поэтому занимаясь на фортепиано, я все время держал в голове цель – дирижировать.
Начал с того, что собрал свой небольшой камерный оркестр, который в дальнейшем дал мне хороший опыт. Отсутствие опыта – это серьезная проблема для начинающего дирижера на Западе, потому что приобрести его негде. Двери оркестров вовсе не распахнуты для новичков. Ты должен быть смелым и уметь поймать свой случай. Вот пример. Одной молодой певице, впоследствии знаменитой, внезапно позвонили из Ковент-Гарден: «Вы поёте Елизавету в «Тангейзере» – «Конечно, пою». А сама даже музыки этой оперы не знала. – «Вы можете на следующей неделе приехать для репетиций?» – «Конечно!». Всю неделю певица учила партию – и прекрасно ее спела на одной из лучших сцен мира!
Как оперный дирижер я дебютировал в 1988 г. на сцене Венской государственной оперы, продирижировав «Макбетом» Дж. Верди, а впоследствии стал приглашенным дирижером театра и исполнил с этим оркестром около ста опер. С 1989 по 1992 г. был музыкальным руководителем Оркестра Порто, который основал по просьбе португальского правительства. В 1997 – 2002 работал музыкальным руководителем Филармонического оркестра Страсбурга и одновременно Рейнской национальной оперы. В 2005 г. стал музыкальным руководителем Театра Массимо в Палермо. В 1990-х был главным приглашенным дирижером оперного театра в Риме. В общем, работы по всему миру хватало. И все же театр Новая Опера находится для меня на особом месте.
ОБ ОРКЕСТРЕ ТЕАТРА НОВАЯ ОПЕРА
Помню свое впечатление от первой оркестровой репетиции «Ло-энгрина». Оркестр был потрясающе хорошо подготовлен (предварительную работу провел дирижер театра Валерий Крицков – прим. ред.), поэтому мы сразу устремились за идеалом. Но что было особенно приятным – это интенсивность отдачи, с которой играл оркестр, прежде не исполнявший опер Вагнера. Наравне с великими оперными оркестрами они чутко реагировали на то, что происходило на сцене. У них выработалась хорошая реакция, они мгновенно реагировали на какие-то непредвиденные ситуации. Теперь я думаю: следует в будущем сделать больше симфонических программ, чтобы оркестр почувствовал себя главным героем. Все-таки существует большая разница между тем, когда оркестр опущен в яму и когда он на сцене. Оперным оркестрам нужен опыт выступления на сцене.
О ПРОФЕССИИ ДИРИЖЕРА
Самое главное в этой профессии – индивидуальность, которая позволяет быть лидером, способным установить свою музыкальную волю. Для этого не-обходимы: уверенность в себе и умение донести свою мысль до оркестра. Еще нужен музыкально-аналитический склад ума. Во время репетиции мозг работает на пяти разных уровнях. Нужно настолько хорошо знать музыку, чтобы передавать ее жестом. В то же время очень внимательно слушать, что делает оркестр, и анализировать, соответствует ли это твоему представлению о партитуре, если не соответствует, понять – почему. И на протяжении всех этих умозаключений ты продолжаешь дирижировать. Потом объясняешь, что было не так и как это сделать правильно. Нужно быть еще в какой-то степени психологом, ведь у каждого музыканта свои проблемы, а тебе необходимо объединить их в своем музыкальном понимании. Убежден, что оркестр хочет, чтобы у него был сильный руководитель, оркестрантам проще, если сверху идет четкий, сильный посыл. Вероятно, это не так уж отличается от политики. Сильный лидер необходим для успешного управления страной. Но дирижер, в отличие от правителя, не может врать – за тем, что делает дирижер, наблюдают все. Это единственная профессия, где обе стороны наблюдают друг за другом: дирижер внимательно следит за оркестром, а сам дирижер выставлен напоказ не только перед музыкантами, но и перед публикой. Нет другой такой профессии, где ты пришел бы в офис, а ваш начальник постоянно бы стоял у вас за спиной и весь день смотрел, что вы делаете. Это было бы очень странно, но это то, что происходит на репетициях и выступлениях.
О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ АРТИСТА ОРКЕСТРА
У музыканта должен быть определенный уровень личности для игры в оркестре. Есть музыканты, которые технически хорошо владеют инструментом, но не очень хорошо играют в оркестре. Играть в оркестре – это совсем не то, что выступать сольно. Артист оркестра должен хорошо слышать и понимать, когда звучать в группе, когда солировать, а когда просто наблюдать. Игра в оркестре – это коллективная работа. Вот почему во время прослушивания, когда музыкант играет соло, совершенно непонятно, сможет ли он играть в оркестре. Здесь ведь главное качество – это желание работать. Есть музыканты, которые считают себя блестящими исполнителями, поэтому в оркестре ведут себя как солисты и не вписываются в коллектив. А могут быть менее яркие исполнители, но зато желание работать создает творческую атмосферу и полное взаимопонимание.
Почему я с такой радостью всякий раз возвращался в Новую Оперу? Да потому что здесь все – и артисты оркестра, и хор, и солисты имеют страстное желание работать, им небезразлично то, что мы делаем, они готовы работать сколько угодно, чтобы добиться желаемого результата. Мы прекрасно понимаем друг друга, тем не менее, в ближайшее время я планирую пройти ускоренный курс русского языка.
Главный дирижер "Новой Оперы" рассказал о работе на Западе и в России
Британец португальского происхождения Ян Латам-Кениг отметил, что дирижировал несколькими российскими оркестрами и может констатировать, что уважение к авторитету является чертой всех российских коллективов.
Московский театр Новая Опера. Архивное фото
Российские музыканты признают в дирижере босса, и это главное отличие работы в России от работы на Западе, заявил в интервью РИА Новости главный дирижер, председатель художественно-творческой коллегии московского театра "Новая опера", британец португальского происхождения Ян Латам-Кениг.
"До 2008 года единственным моим опытом, связанным с Россией, тогда СССР, были гастроли в конце 1980-х годов, проводимые совместно Британским советом и Госконцертом в Москве, Ленинграде и Прибалтике. Тогда вовсю шла речь о перестройке, гласности, и эти гастроли стали прекрасной возможностью увидеть СССР, ведь после музыки моя главная страсть — это история и политика", — рассказал Латам-Кениг.
В следующий раз Латам-Кениг оказался в Москве ровно шесть лет назад, в начале марта 2008 года.
"Тогда я неожиданно получил предложение дирижировать в новой постановке оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин". Мне стало очень интересно, тем более что хотелось поработать в России. Мне пришлось срочно перекраивать расписание, но идея дирижировать "Лоэнгрином" в России, оперой, которая не ставилась с 1937 года, было проектом, от которого я не мог отказаться. Тогда я и начал работать в "Новой опере". За две недели невероятно интенсивной работы мы сумели добиться большого успеха", — поведал дирижер.
По словам Латам-Кенига, работавшего и работающего со множеством крупных оркестров и театров по всему миру, дирижер в России и дирижер в западных странах — это совершенно разные понятия.
"Меня поразило, насколько работа в России отличается от работы на Западе. Во-первых, это невероятное ощущение единства музыкантов и труппы, ощущение единой семьи, это, что в европейских театрах было раньше, до Второй мировой войны и, может быть, в 1950-х. Во-вторых, невероятная дисциплина, которая в тот момент была особенно необходима. Вагнер на протяжении многих десятилетий в России не исполнялся, у певцов "Новой оперы" было очень мало опыта исполнения на немецком языке, так что все это потребовало колоссальных усилий. Но вот стремление добиться превосходного результата всех объединяло, и, как дирижер, я это очень ценил", — отметил Латам-Кениг.
Его также поразило отношение к нему самому со стороны музыканта, артистов и хора.
"Это ощущение собственного авторитета — это то, что есть в России и, может быть, в некоторых других странах Восточной Европы — музыканты, если, конечно, дирижер хороший, понимают, что добиться превосходного результата можно лишь полностью доверяя дирижеру. В России есть понимание того, что дирижер — это босс, это невероятно полезно и очень хорошо. На Западе мы пришли к тому, что ты не можешь никого критиковать, не подвергнувшись критике за то, что ты критикуешь. Так что очень приятно работать в условиях, когда ты можешь сказать: это не очень хорошо, завтра это надо исправить. И люди слушают тебя, принимают, и на следующий день все становится лучше", — пояснил дирижер.
Он отметил, что дирижировал несколькими российскими оркестрами и может констатировать, что уважение к авторитету является чертой всех российских коллективов.
"Но у "Новой оперы" есть свои особенности, и, в первую очередь, они связаны с тем, что этот театр основал легендарный дирижер Евгений Колобов, он создал эту атмосферу уважения к авторитету, которая сохраняется и поныне", — сказал Латам-Кениг.
"После успеха "Лоэнгрина" меня стали все чаще звать дирижировать операми, концертами, и в 2011 году я был назначен главным дирижером Новой оперы. Сейчас я провожу в Москве одну-две недели в месяц, иногда чуть меньше, а иногда дольше, если работаю над чем-то новым. В Москве я живу в гостинице и работаю целыми днями — начинаю в 9.30 утра, а заканчиваю не раньше 10 вечера, так что жизни вне театра у меня там очень мало", — отметил главный дирижер "Новой оперы", номинированный на премию "Золотая маска" за "Тристана и Изольду" Вагнера.
Князь Игорь
В начале апреля "Новая опера" дебютирует на сцене лондонского театра "Колизей" с одним из шедевров русского оперного репертуара — "Князем Игорем" Александра Бородина. В гастролях, организованных компанией Ensemble Productions, примет участие полный состав "Новой Оперы" — хор, оркестр и солисты. Дирижировать оперой будет Латам-Кениг.
"Мы старались заострить внимание на символическом в той же мере, что и на героическом. У нас прекрасный оркестр и хор, а роль хора тут очень важна. Это опера со многими ролями, очень красивая постановка. Я думаю, что британская аудитория благодаря ей узнает больше о русском характере и русской опере", — сказал дирижер.
Латам-Кениг считает, что очень важно — возродить в Великобритании интерес к русской культуре.
"В Британии всегда восхищались русской культурой. Когда я учился в школе в 1960-х, российская культура в Лондоне доминировала. Все ждали концертов государственного оркестра, Святослава Рихтера, Давида Ойстраха. Русские пьесы были очень популярны — каждый день в Лондоне в том или ином месте шел Чехов. И актеры британские были очень рады участвовать в постановках Чехова. Несмотря на "холодную войну" и все трудности, британская публика всегда знала, насколько важны отношения между странами в сфере культуры. Сейчас "холодной войны" нет, и ощущение загадки в значительной степени ушло. Немного это ощущение подогревается благодаря вышедшим в последние годы книгам о шпионах. Ну зато, я бы сказал, что по сравнению с 15 годами ранее, Россия гораздо больше фигурирует в выпусках новостей, она присутствует в умах британцев. С концом "холодной войны" люди также лучше себе представляют, что происходит в России", — пояснил он.
По мнению Латам-Кенига, перекрестный год культуры Великобритании в России и России в Великобритании помогает сближению двух стран, несмотря на политические разногласия. Именно поэтому "Новая опера" принимает активное участие в годе культуры, привозя в Россию знаменитые британские постановки, а в Британию — "Князя Игоря".
"Мы должны видеть во всем хорошее, обращать внимание на то, что нас объединяет, а не разъединяет. Я не политик, а деятель искусства, я считаю, что через культурные отношения мы можем улучшить отношения в целом", — подчеркнул Латам-Кениг в завершение беседы.
Вы считаете себя рациональным, опытным и даже мудрым человеком? Супермаркет считает совсем наоборот. Здесь вы капризный ребёнок, марафонец, лудоман и вроде бы Сократ — в одном флаконе. Итак, разберём...
Автор tenzing (Комментариев: 0)
12.02.2026, 18:46 в tenzing
Лучшая идея подарка на отдыхе — впечатление
Если выбирать одну универсальную категорию — это подарок-опыт. Он остаётся в памяти намного дольше любой покупки.
Примеры:
ужин в...
Муниципалитетам и инвесторам нужен быстрый ввод объекта при фиксированном бюджете. Строительство спортивных зданий и сооружений по быстровозводимой технологии позволяет открыть ФОК за один...
Почему морские прогулки на скоростных судах завоевывают популярность как современный тренд отдыхаВ эпоху, когда традиционные способы расслабиться на природе уже не всегда кажутся свежими, люди ищут...
Социальные закладки