Вобчем, собственные впечатления о музыке. Людвига Ваныча, в основном.
Завтра моей крестнице - 5 лет. И я иду на день рождения, который, конечно, устраивается для взрослых. Для детей будет - кот Гарфилд. Проблема в другом. Проблема в том, что завтра же в одесской филармонии будет альтовый концерт Шнитке - а я на него не попадаю. За дирижерским пультом Наталья Пономарчук, дирижер, которого я бесконечно уважаю за талант и профессионализм. Но - о Шнитке, которого я завтра не услышу. Я давно пришел к выводу, что Шнитке нельзя слушать в записи - только в живую. Не так давно квартет "Гармония мира" и пианистка Татьяна Кравченко, дирижер Игорь Шаврук и камерный оркестр подарили Одессе изумительный вечер, посвященный Шнитке. Прозвучали 3-ий струнный квартет, фортепианный квинтет и фортепианный концерт. 3-ий квартет поражает и уничтожает. Кажется - после него не может быть ничего. Все, конец. Но сразу же - фортепианный квинтет, доставляющий почти мазохистское наслаждение. Тонущие в совершенной тишине заключительные звуки рояля, кажется, ...
За последние два дня был на двух концертах: один - вчера - рядовой (ну, не совсем рядовой ) концерт филармонического оркестра, другой - сегодня - сольник Бориса Блоха. Пятничный концерт в филармонии состоял, во-первых, из непонятного произведения Кшиштофа Мейера. Что в этом произведении (Farewell music, Op. 88, памяти Витольда Лютославского) примечательного помимо того, что оно в Одессе исполняется впервые, я, признаться, не понял. Ну да ладно: Бог даст - дорасту когда-нибудь. Во-вторых, был исполнен первый фортепианный концерт Листа, солист - Алексей Ботвинов. Ботвинова я слышу очень часто - как и у любого другого следящего за музыкальной жизнью города одессита, такая возможность мне предоставляется достаточно регулярно. Техническая оснащенность Ботвинова постоянно растет: вчера первый Листа был исполнен им именно высокотехнично. К сожалению, высокотехничность - все, чем запомнилось исполнение. Сегодняшний сольник Бориса Блоха был приурочен ко столетию ...
В жадные лапы попалась книжка: Онеггер А. О музыкальном искусстве. Книжка полюбилась с первой же страницы. Да и как можно не полюбить книгу, которая начинается фразой: А ведь я так твердо давал себе слово оставаться музыкантом, никогда не пищущим о музыке. Собственно, о музыке: Понятность (пустое слово с точки зрения музыки). Какой удар, а! О современных композиторах: Положение молодого композитора мучительно и уинизительно: он тот, кто изготавливает пищу, которую никто не хочет употреблять. Одна из главных причин этого - консерватизм публики: Я часто дивился тому, что та же самая публика, которая гоняется за литературными или живописными новинками, как бы ужасны они ни были, которая стремится использовать все новые изобретения - от самолета до телевизора, от новейших лекарств до водородной бомбы - неподвижна в царстве музыки. Она словно парализована лишь с одной стороны - с музыкальной Вообще, в книге слушателям не раз ...
Зал Одесской филармонии в пятницу был непривычно полон. Аншлага не было, нет, но редко-редко можно было увидеть пустые кресла. Причин на то было две. Во-первых, за дирижерским пультом находился Николай Дядюра - руководитель симфонического оркестра Национальной филармонии Украины. Дядюра в Одессе гость не так чтоб редкий, но и не столь частый, а потому концерты одесского оркестра под его управлением воспринимаются как событие не такое уж и рядовое. Во-вторых, солировал Алексей Семененко - местная знаменитость, молодой, но уже не просто подающий надежды, но и начинающий их оправдывать, скрипач. Я слышал его на конкурсе Ойстраха: уже тогда, года два назад (а парень 1988 года рождения), он был интересен. Сейчас он интересен вдвойне. Центральное место в первом отделении занял 1-ый скрипичный концерт Паганини. Я так полагаю, что многие сойдутся на том, что этот концерт - не самое виртуозное произведение великого скрипача. Однако и самым слабым его назвать нет никакой ...
Последние два дня в музыкальном плане для меня были достаточно напряженными. Вчера был на концерте, воспоминание о котором не менее мучительно, нежели присутствие на нем. С первых звуков стало понятно, что плохи и инструменты и исполнители. Потому для того, чтоб хоть немного отвлечься от совершенно безумных звуков плохо настроенной скрипки, играющей не в лад с фортепиано (что должно было обозначать Баха), я начал рассматривать публику, собравшуюся в камерном зале Одесской филармонии. И, надо сказать, сразу же попал на прелюбопытнейшего субъекта. Слабоанглоязычный господин был явно представителем культурно продвинутого "золотого" миллиарда. В силу небольшого роста нормально устроиться на широком кожаном диване, коим укомплектован камерный зал, ему не удавалось. Интересно, чем господин думал перед концертом, когда видел фактически полный зал людей, расположившихся на стульях, - и лишь одного человека на диване. Наверно, думал о том, как ему повезло, что аборигены ...
Обновлено 14.03.2008 в 02:54 Servolf
Сегодня в филармонии просвещался относительно современной музыки, что было вполне своевременно в контексте недавнего приобретения статуса "внеконтекстного умника", в коем я нахожусь с легкой руки одного из тех самых современных композиторов. В первом отделении исполняли 2-ую симфонию и концертино для контрабаса и оркестра одесского композитора А. Томлёновой. Одно из камерных произведений Томлёновой я как-то слышал лет пять-шесть назад. Помню - понравилось. Одночастная вторая симфония - произведение, в котором жесткость, чеканность музыкальных фраз, отчетливость ритма сменяется тончайшим лиризмом, скрытой жалобой, открытием сокровенного. Первая половина произведения проходит под неумолимый ритм, задаваемый струнными. Еле слышны однотонные звуки скрипок, на фоне которых разворачивается драматическое музыкальное действо. Только мне показалось, что классической драмы там было маловато. Драма, подразумевающая борьбу двух начал, здесь практически не слышна. Доминирует ...
Обновлено 08.03.2008 в 11:26 Servolf